День рождения создателя флейты

Автор: admin
День рождения создателя флейты

Теобальд Бём (нем. Theobald Böhm, 9 апреля 1794, Мюнхен — 25 ноября 1881) — баварский изобретатель и музыкант, флейтист и композитор произведений для флейты, создатель современной поперечной флейты.

216 лет… 

Изучив опыт исканий других мастеров,Т. Бём ввел во флейту множество смелых конструктивных новшеств.

“Бём, в основном разработавший систему клапанов, добился значительного улучшения в качестве и верности звучания инструмента, а приписываемая ему замена обратноконического сверления цилиндрическим утвердилась, вероятно, позже—уже в руках его последователей. Кроме того, прежние границы объёма инструмента сильно раздвинулись и флейта стала звучать в пределах трёх полных октав. Но не только в изменении основ сверления “флейта Бёма” обрела свои подлинные совершенства. Суть “системы Бёма” заключается в том, что в основу своих расчётов он положил не удобство расположения дырочек и клапанов, а “акустические принципы лучшего резонанса”. В соответствии с этим положением, он в точности установил мензуру инструмента и уже после этого начал думать о целесообразном устройстве механизма. Звуковые отверстия на старой флейте были очень малы. Бём расширил их настолько, что палец исполнителя не смог уже полностью закрыть их. Благодаря этому возникла чрезвычайно остроумная система клапанов, расположенная под пальцами настолько удобно, что исполнитель получил возможность легко справляться с труднейшими техническими построениями “…(Современный оркестр. Глава из книги Д. Рогаль-Левицкого)

Как было уже сказано: “Спасибо за флейту!”  


История ФЛЕЙТЫ.
Флейта – древнейший инструмент. Поперечная флейта существовала в Японии и Индии, ещё две тысячи лет назад, в Китае – три тысячи, а в Египте – пять тысяч лет тому назад существовала продольная флейта. Когда-то флейта была любимым инструментом для домашнего музицирования. Прусский король Фридрих II часто играл на флейте, причём, весьма виртуозно. Ближайшей предшественницей Бёмовской флейты была старонемецкая флейта. Флейта эта появилась, где-то, в 1667 году и была введена Люлли в партитуру оперы «Изида». Предполагают, что родиной поперечной флейты является Азия. В середине века она через славянские страны проникла на Запад, где ввиде простого отрезка тростника, снабжённого шестью звуковыми отверстиями и одним для вдувания, распространилась повсеместно. С тех пор её «европейской родиной» становится Германия. Но подлинно художественным инструментом она ещё не становится, продолжая существовать в качестве неотъемлемой спутницы барабана в войсковых частях того времени.
Поперечная флейта была известна также под названием «швейцарской». Ствол этой флейты имел цилиндрическое сверление. В головке она была закрыта пробкой. Объём флейты был в октаву, но путём передувания и соответственно изменения аппликатуры мог увеличиваться до 2 ¼ октав. Позднее, для достижения большей интонационной точности и лёгкости извлечения звука, стволу флейты придали коническую форму.

Долгое время соперничали две флейты: продольная, прямая флейта и поперечная.
ХVII век внёс новые усовершенствования флейты, новые клапаны и приспособления. В общем, понадобилось не одно столетие прежде, чем современная флейта приобрела необходимое количество дырочек и клапанов и достигла полного совершенства в своём устройстве. Первенство в разработке новой основы устройства флейты принадлежит Уильяму Гордону, но он не сумел довести свою мысль до надлежащего завершения.

Его предложеным вариантом воспользовался немецкий флейтист Теобальд Бём
(09.04.1794 – 25.10.1881 г.). И не только современная флейта, но и, вообще, все современные деревянные духовые инструменты обязаны ему своим совершенным механизмом, даже саксофон. Бём после долгих лет исканий, сконструировал флейту своей системы, которая по красоте звука, чистоте строя и удобству игры, значительно превосходила флейты прежних систем. Главным принципом построения бёмовской флейты являются кольцевые клапаны. Основная идея и особенность оригинального клапанного механизма Бёма – система сплошь открытых клапанов (кроме клапана Dis), расположенных по ступеням хроматической гаммы. Это изобретение вначале не получило признания в Германии. Немецкие флейтисты нашли, что инструменты с кольцевыми клапанами не
имеют настоящего флейтового звука. Флейту Бём решил сделать цилиндрической формы
с конически-параболическим головным коленом. От формы головного колена, как считают флейтовые мастера, зависит тембр и насыщенность звучания. Найденную Бёмом форму не считают случайной, – это долгий путь: сокращение диаметра, параболическая кривая. Бём рассчитал, также, оптимальные мензуры – соотношения длины и диаметра корпуса инструмента и окончательное расположение отверстий. Он долго искал материал для изготовления флейт. Наконец, серебро дало светлому звучанию флейты серебристый блеск. В 1847 году Бём запатентовал систему расположения клапанов. В 1860 году Бём изобрёл новый инструмент – альтовую флейту.

В Россию флейта системы Бёма предположительно была завезена его учеником Карлом Венером. А Вильгельм Кречман, первым в России начал обучать студентов в Москве игре на флейте системы Бёма. Ученики Кречмана: В.Н. Цыбин, Н.И. Платонов, Г.Я. Мадатов, стали блестящими флейтистами и профессорами начала ХХ века, игравшими на флейте системы Бёма. Но обучались и играли флейтисты России на деревянных флейтах. Первые серебрянные флейты появились гораздо позже.
(Материалы из архива М.И. Каширского)

может быть интересно