Подготовка студента-кларнетиста к концертному выступлению

Автор: admin

оригинал: журнал “Музыкальные инструменты

Автор: И.П. Мозговенко – советский и российский кларнетист и педагог, профессор Российской академии музыки имени Гнесиных, Народный артист Российской Федерации 

ЗАТАКТ

Иван Пантелеевич Мозговенко родился 13 февраля 1924 года в Ростовской области. Отец – механик, мать – медсестра. В 1939 году поступил Свердловское музыкальное училище. В 1943 году вступил в Уральский добровольческий танковый корпус и в 1945 году участвовал в боях за Берлин. Награжден орденами “Отечественной войны”, “Красной Звезды”, медалью “За боевые заслуги”. В 1946 году И. Мозговенко поступил в Институт им. Гнесиных в класс профессора А.Л. Штарка. В 1951 году стал лауреатом международного конкурса в Берлине (первая премия). С 1951 года постоянно выступает с Квартетом им. Бородина. С этим коллективом на фирме “Мелодия” им были записаны произведения В.А. Моцарта, Й. Брамса, С. Прокофьева. Также выступал с квартетами им. Бетховена, Комитаса, Чайковского. Работал с такими дирижерами как Е. Светланов, К. Кондрашин, А. Гаук, Л. Бернстайн, Ю. Темирканов, В. Федосеев.

С 1951 года И.П. Мозговенко преподает в РАМ им. Гнесиных. В 1980 году он стал профессором кафедры духовых и ударных инструментов этого учебного заведения, а в 1995 удостоен звания народного артиста РФ. Из класса И.П. Мозговенко вышли 2 народных артиста РФ, 11 заслуженных артистов различных республик, 7 профессоров, 7 доцентов, более 30 лауреатов различных конкурсов, в том числе “Пражская весна” и “Концертино Прага”. И.П. Мозговенко является членом экспертного совета “Новые имена”, а также председателем жюри многих конкурсов.

М. Раухвергер посвятил ему более двадцати сочинений. Также все свои сочинения для кларнета Ивану Пантелеевичу Мозговенко посвятил В. Блок.

Произведение, которое предстоит исполнить кларнетисту, следует изучать заранее, задолго до концерта, для того чтобы было время дать ему “отлежаться”. У исполнителя обязательно должна быть возможность по-настоящему осмыслить его. Не случайно на подготовку к государственному экзамену дается год. За этот период у студента есть возможность несколько раз отложить произведение, и все то, что было крупным помолом, будет услышано музыкантом, прочувствовано и осмыслено. Например, я слушаю концерт В. Моцарта уже пятьдесят лет и каждый раз открываю в нем что-то новое.

Изучение произведения музыкантом должно начинаться с его тщательного разбора, который включает в себя анализ музыкальной формы, изучение композиторского замысла сочинения, знакомство с биографией автора, с эпохой, которой принадлежит это сочинение. Очень полезно послушать записи этого сочинения в исполнении других музыкантов, в различных интерпретациях и на основе этого сформировать свое собственное представление о нем. Первое исполнение нового сочинения зачастую чревато неглубоким его прочтением. Например, когда симфония исполняется в пятый раз, двадцатый раз, то она совершенно по-другому звучит по сравнению с ее первым исполнением, раскрывается замысел автора. Дирижер Кирилл Кондрашин, разбирая новое сочинение, обязательно прослушивал многочисленные записи. Все равно не будет точной копии, будет личное прочтение.

В начальный период изучения произведения очень важно постепенно учить его наизусть. В процессе запоминания произведения музыкант формирует личное отношение к нему. А когда студент играет чужие ноты, чужие мысли – это не интересно слушать. Причем надо знать не только свою партию, но и аккомпанемент.

Не следует работать только над данным произведением, также необходимо учить гаммы в той тональности, в которой оно написано, этюды на те виды техники, которые заложены в этом произведении. Изучение этюдов – это ежедневная тренировка аппарата кларнетиста. За счет того, что в этюдах практически нет пауз, в процессе работы над ними вырабатывается физическая выносливость и высокая концентрация внимания.

При ежедневных занятиях при подготовке к концертному выступлению особое внимание следует уделить интонации. Очень важно заниматься в том строе, в котором тебе предстоит играть. Ведь на кларнете нет фиксированного строя, как, например, на рояле, следовательно, многое зависит от исполнителя. Тюнер не всегда является панацеей. Исполнитель должен ежедневно развивать свой музыкальный слух.

Однажды я вел мастер-класс в Брянске и жил в общежитии училища. Студенты там начинают заниматься ранним утром. Я проснулся от того, что услышал, как кто-то отрабатывал интервалы, и с каждым разом они становились все фальшивее и фальшивее. Я не выдержал, спустился вниз и предложил студентке попробовать интонировать эти интервалы относительно открытой струны. Благодаря этому методу она услышала их корректное звучание и тут же заиграла стройно. Разве она раньше не знала об этом? Знала. Но ей не хватило концентрации внимания, желания играть стройно.


В этой связи очень полезно играть в различных ансамблях. Ансамблевая игра развивает музыкальный слух, отношение к интонации. Ведь, когда играешь с роялем (у него фиксированный строй), – это одно, а когда играешь со струнными в “живом” строе, – это совершенно другая специфика. Таким образом, посредством игры в ансамблях, твой слух становиться более гибким, более чутким. Также, для развития слуха, очень полезно самостоятельно настраивать рояль. К сожалению, наш слух очень несовершенен, его постоянно нужно тренировать, поэтому музыкант, который хорошо играл когда-то, не обязательно хорошо слышит все тонкости исполнения сейчас. Необходимо постоянно находиться в тонусе. Иногда тот, кто не концертирует, не занимается на инструменте, не ведет активную музыкантскую жизнь, но при этом преподает, – находится на уровне студента, поскольку у него требовательность, как у студента.

Когда подходит время концертного выступления, например, за десять дней до него, студенты начинают усиленно увеличивать время игры на инструменте, что является явной ошибкой. Количество занятий непосредственно перед концертом следует уменьшать, для того чтобы не потерять остроту восприятия этого произведения, не “заиграть” его. Также большой проблемой является “переигранный” аппарат. Аппарат кларнетиста должен быть отдохнувшим, то есть свободным. Обычно на следующий день после концерта ты играешь гораздо лучше, получается буквально все. Так почему не осмыслить это и не приготовить аппарат к данному концерту. Поэтому я настойчиво рекомендую своим студентам вести дневник по специальности, где они будут фиксировать состояние своего аппарата, которое напрямую зависит от того, чему ты уделяешь внимание во время занятий; ведение дневника помогает студентам наглядно проследить эту зависимость. Каждому студенту необходимо разработать индивидуальную методику и составить четкий план занятий.

Особое внимание кларнетисту следует уделить подбору тростей перед выступлением. Раньше, когда кларнетисты играли на немецких кларнетах, трости к ним были очень несовершенные, и для того, чтобы привыкнуть к одной трости, нужно было время. Тогда считалось, что трость перед выступлением лучше не менять.

Сейчас трости “Vandoren” очень близки друг к другу, поэтому заниматься лучше на нескольких тростях, но за день-два до концерта взять одну, уже обыгранную, трость и играть только на ней. Выступать нужно на проверенной, обыгранной трости и, конечно, лучше попробовать ее в том зале, в котором тебе предстоит выступать, поскольку каждый зал имеет свои акустические особенности, которые необходимо учитывать.

Стоит также обратить внимание на то, что существует различие между тем, как инструмент звучит на сцене, и тем, как он звучит из зала. Например, когда ты слушаешь звучание стеклянного мундштука рядом – у него мягкий, красивый звук. А из зала он звучит глуховато, потому что у этого мундштука, на мой взгляд, не хватает верхних обертонов.

У тростей “Vandoren” очень светлый звук именно за счет звучания верхних обертонов. Но они бывают очень капризные. Есть вероятность, как мы говорим, “кикса”. И чтобы избежать этого, необходимо ежедневно играть большие интервалы. Причем интервалы следует играть во всех темпах, а не только медленно или только быстро. В связи с этим полезно посещать занятия вокалистов, послушать их отношение к интервальной технике. Знаменитый итальянский баритон Титта Руффо во время обучения ежедневно уделял занятиям над вокализами четыре часа, укрепляя при этом каждую ноту. Согласитесь, что не каждый духовик уделяет вокализам и половину этого времени.

Порой самым трудным и волнующим для музыканта является день накануне концерта. Педагогу непросто найти нужное слово, которое поможет студенту раскрепоститься. В этом случае очень важен индивидуальный подход. Необходимо “зарядить” студента и настроить его на концертное выступление. Ведь в чем заключается искусство дирижера? Дирижер своим жестом “заряжает”, объединяет весь оркестр.

Как побороть волнение перед сценой? Здесь нелишне будет повторить, что произведение должно быть выучено заранее, и только тогда перед выходом на сцену можно будет ставить самую высокую музыкальную задачу, которая и поможет артисту думать только о музыке, а не о плохо выученном тексте. Когда я исполнял квинтет И. Брамса с квартетом им. Бородина, музыканты квартета создавали такую атмосферу, что волнение проходило само собой, и я пребывал в состоянии, когда хочется играть, и думал только о музыке, а это и есть ключ к победе над волнением. Я также вспоминаю свои ощущения перед сдачей государственного экзамена. Я был очень хорошо подготовлен, горел желанием выйти на сцену и поэтому попросил председателя комиссии дать мне возможность сыграть всю программу целиком.

Подготовка студента-кларнетиста к концертному выступлению

Я все время призываю студентов к пониманию того, что в жизни есть вещи важные и второстепенные. Иногда лучше пожертвовать сном, но обязательно позаниматься. Кларнет всегда должен быть на первом плане. Без желания играть хорошо, играть лучше всех, – ничего не получится. Пока ты учишься, ты должен вырабатывать в себе высочайшую степень ответственности за результат и впоследствии в твоей профессиональной деятельности это непременно принесет свои плоды.

P. S. 13 февраля 2004 года Ивану Пантелеевичу Мозговенко исполнилось 80 лет.

Наши поздравления!



может быть интересно