Результаты X международного конкурса Щелкунчик

Автор: admin

Завершился юбилейный десятый международный детский конкурс Щелкунчик. И вновь почётный пьедестал не остался без представителя нашего любимого инструмента – Арсений Цой завоевал бронзового Щелкунчика. В качестве специальных призов мальчику присудили две стипендии, а также поездку в летний детский лагерь “Орлёнок” и цифровой фотоаппарат. Арсений также был приглашён фондом Владимира Спивакова выступить в рамках абонемента “Дети детям” в Камерном зале Московского Международного Дома Музыки в сезоне 2009/2010.

Арсений родился в сентябре 1997 года в Саратове. Музыкой начал заниматься в родном городе в пять с половиной лет, вначале на блокфлейте, а с шести с половиной – на большой флейте. Чуткое руководство педагога Наталии Петровны Туренковой позволило ему уже в очень раннем возрасте показывать высокие результаты и быть отмеченным в профессиональных кругах. Уже в семь лет Сеня стал лауреатом конкурса в родном городе, а в 9 лет выиграл I премию на конкурсе им. Владимира Цыбина в самой младшей группе “Надежда”. Среди его достижений также премии на конкурсах в Москве, Одессе, Гелинджике, губернаторские гранты и стипендии фондов. Весной 2009 года Арсений стал лауреатом первого международного конкурса “Моя любимая флейта”.
Педагог  мальчика Н.П. Туренкова любезно согласилась ответить на наши вопросы:

– Почему Вы решили готовится к конкурсу Щелкунчик именно в этом году, а не раньше?

В прошлом году мы тоже готовились, но я в конце концов не пустила его. На мой взгляд, Сеня был не готов – ни физически, ни морально… Когда я выпускаю детей на конкурс, я стараюсь действовать наверняка, чтобы не травмировать ребёнка, так как возможные негативные последствия могут очень отрицательно повлиять на психику.

– Что Сеня исполнял на конкурсе? Каковы Ваши мысли по поводу подбора программы на конкурсы в частности, и подбора репертуара для оптимального развития в таком возрасте в принципе?

– Сеня исполнил “Мелодию” Глюка и “Русский Сувенир” Кёлера на первом туре, “Пение птицы” Вильгельма Поппа на втором туре, Концерт ре мажор “Щеглёнок” Вивальди в финале конкурса. Это всё оригинальные произведения, написанные для флейты. Я считаю переложения лучше на конкурс не брать. Программу нужно стараться выстраивать разумно в зависимости от уровня и способностей ребёнка. Я изучала много литературы по методике преподавания – педагогов, психологов, известных музыкантов. Ещё знаменитый советский психолог Выготский говорил, что учебный материал должен немного опережать уровень ребёнка. Но!! Тут нельзя переусердствовать! У ребёнка идёт процесс накопления знаний – этот процесс происходит не только в техническом плане, но и в музыкальном. На конкретном примере Арсения – я видела моменты его эмоционального раскрытия во время исполнения в классе, но требовалось время, чтобы он сумел это показать и на сцене, что и произошло на “Щелкунчике”.

– На каком инструменте играет Арсений? Я знаю про неожиданную ситуацию, возникшую накануне конкурса, расскажите пожалуйста подробнее.

– Ситуация действительно курьёзная. Прямо накануне такого важного события у Сени сломался инструмент! Честно говоря для меня это не было полной неожиданностью – так как его подержаная Ямаха 2хх серии уже давно находилась не в лучшем состоянии, а приобрести новый инструмент не было финансовых возможностей. Я знала, что случись такое – хоть мы и недалеко от Москвы – мы бы не имели возможности быстро туда съездить, чтобы починить инструмент. Поэтому я решила заранее поискать запасной вариант. Вначале я попросила у одного из моих выпускников серебряную Мураматцу, но этот инструмент к сожалению не подошел, так как модель была в линию, и Сеня не мог к этому так быстро привыкнуть. Нас выручил создатель бренда флейт “F.Stepanov” – Антон Абанович, который одолжил Сене свой собственный инструмент – “F.Stepanov” модели Онега, с серебряным телом и посерябрёными клапанами. На этом инструменте Сене стало легче играть особенно технические вещи. На привыкание к новому инструменту у Сени был лишь один день, но ему удалось справится. Думаю тот подъём сил, который он ощутил на конкурсе, произошёл в том числе и благодаря этому инструменту.

– Как Вы думаете чего уже удалось достигнуть Арсению на данном этапе, а чему ему ещё следует научится в ближайшие годы?

– Хороший вопрос! На конкурсе “Щелкунчик” Арсений выстоял физически и психологически, ему также удалось показать свой эмоциональный потенциал. Он был готов на 150 процентов и сумел это показать. Умение выступить на сцене стабильно, с минимальными потерями – это на мой взгляд большое достижение, независимо от возраста. Я думаю, что для своего возраста он хорошо подкован технически и удачно это на своём уровне показывает. Что же касается стилистики – понимания барочного, классического, романтического стилей – над этим ещё нужно работать.

– А какие цели Вы ставите для других своих учеников в таком возрасте? Что Вы считаете важным в воспитании юного флейтиста?

– Мне кажется ребёнка нужно формировать правильно с самого начала, особенно в звуковом и техническом плане. Когда приходят искалеченные студенты, приходится тратить несоизмеримо больше сил на исправление их постановки. Музыкальность без технической базы ничто, поэтому я считаю, что проблемы технического плана нужно решать в первую очередь и перед тем, как например учавствовать в каких-либо конкурсах. В вопросах музыкальности и интерпретации дети-духовики, мне кажется, не могут равнятся на детей-струнников или пианистов того же возраста. Безусловно фортепиано или скрипка – также сложные инструменты в вопросах постановки, но у духовиков в звукоизвлечении одновременно учавствуют практически все части тела – и для того, чтобы скоординировать все эти процессы требуется время. Мне также важно воспитать у ребёнка любовь к своему инструменту, и это я стараюсь делать на собственном примере, так как мне кажется, что если у педагога горят глаза от энтузиазма к собственному делу, это заражает и детей.

Наталия Туренкова родилась в 1970 году в г. Нальчик, Кабардино-Балкария. Начала заниматься на флейте в родном городе, о первом педагоге – Анисимове Е.Н. – вспоминает с теплом как о первом человеке, привившем ей любовь к музыке и к флейте. С 1989 года переехала в Саратов, где окончила консерваторию по классу Заслуженного артиста России профессора Балашова Е.А. В данный момент является старшим преподавателем Саратовской государственной консерватории, параллельно преподаёт в Детской музыкальной школе духовых и ударных инструментов г. Саратова. Регулярно учавствует в концертах Саратовской филармонии и консерватории. Автор методических работ и статей, в частности о методическом наследии Владимира Цыбина.

Результаты X международного конкурса Щелкунчик

Фото: Наталия Туренкова (в центре) исполняет трио со своими учениками –
Домбровской Линдой (слева) и Арсением Цоем (справа)

Лауреатами конкурса Щелкунчик становились в разные годы флейтисты Тимур Нардинов, Юлиана Падалко, Артем Науменко, Ксения Арсёнова.

Вы можете послушать игру Арсения на первых турах по этим ссылкам: 1й тур , 2й тур .

Сердечно поздравляем Арсения и его педагога Наталию Петровну Туренкову, и желаем дальнейших творческих успехов!


Интервью подготовила Александра Грот

может быть интересно