(Ernesto Köhler) итальянско-русский флейтист и композитор – (Декабрь 4, 1849 – Март 17, 1907)
Сын и ученик Йозефа (Джузеппе) Венцеслава Кёлера (1809—1878), флейтиста придворного оркестра в Модене. В детстве Эрнест гастролировал по Италии, выступая в сопровождении своего брата пианиста Фердинандо. В 19 лет уже играл в оркестре вместе с отцом. 1869—1871 был солистом оркестра «Карл-театра» в Вене. В 1871 по рекомендации соотечественника Чезаре Чиарди был принят флейтистом в оркестр Санкт-Петербургского императорского театра. После смерти Чиарди (1878) занял его место первого флейтиста. Всю оставшуюся жизнь провёл в Петербурге.
Кёллер был одним из знаменитейших флейтистов своего времени. Автор более 100 пьес, этюдов, дуэтов для флейты, которые при его жизни были популярны и успешно издавались музыкальным издательством Циммерман. Для Императорского Мариинского театра он сочинил оперу «Бен Ахмет» (поставлена в 1893) и несколько успешных балетов (особенно популярен был балет «Клоринда»). В своём композиторском творчестве Кёллер уделял значительное внимание красоте мелодии. Его музыка была широко известна и часто исполнялась не только в России, но и в Европе, Америке и даже в Австралии. Публика очень любила его произведения, а музыканты высоко ценили великолепное знание автором особенностей игры на флейте. Несмотря на то, что Кёллер родился уже после изобретения Теобальдом Бёмом флейты современной нам системы, он всю жизнь играл на классических флейтах простых систем. Впрочем, допускал, что его этюды удобнее играть на флейте конструкции Бёма, к которой сам относился иронически.
Он написал более 100 произведений для флейты: этюды, дуэты и соло. Он хорошо известен среди флейтистов благодаря “Flöten-Schule”, его популярному методу обучения игре на флейте, который он разработал около 1880 года.
Он известен своим «Прогрессом в игре на флейте» (его «Опус 33», изданный в 1880-х годах). Это была серия из трех учебных пособий для флейтиста, начиная с “Easy” и заканчивая “Advanced”.
Несмотря на то, что Кёлер родился после изобретения цилиндрической флейты Бёма, он отказался принять ее и всю свою жизнь играл на флейтах старого стиля.
Заключительный концерт победителей конкурса “Моя любимая флейта” 2010 года Худоногов Петр (г. Красноярск) – победитель и обладатель Гран-При конкурса.