Федор Васильевич Степанов (1867-1914)

Автор: admin

из книги Анатолия Павловича Баранцева: Мастера игры на флейте.
Профессора Петербургско-Ленинградской Консерватории 1862-1985 г.г.
Петрозаводск, издательство “Карелия”, 1990 год. Тираж 5000 экземпляров.

Федор Васильевич Степанов — уроженец города Луги, выходец из сословия мещан, получил образование в инструментальных классах Придворной певческой капеллы по классу профессора К.Ф.Ватерстраата (Ф. В. Степанов, обучался у Ватерстраата в инструментальных классах и консерватории. Окончил инструментальные классы капеллы в 1885 г. Обучался в консерватории до 1890 г., но, вероятно, не окончил ее, так как в списках выпускников не значится). Успешно окончив учебу, он прошел по конкурсу на место первого флейтиста симфонического оркестра РМО. Затем, приобретя некоторый опыт оркестровой работы, Федор Васильевич участвует в конкурсе на место первого флейтиста Михайловского театра. Интересно сообщение членов жюри о результатах этого конкурса — Э. Направника, Р. Дриго и Н. Коткова: «Сего 25 марта 1892 года мы, нижеподписавшиеся, прослушали игру на флейте артистов-кандидатов, изъявивших желание поступить на вакансию скончавшегося флейтиста Михайловского театра Николая Головацкого: 1) Федора Степанова, 2) Константина Зуева, 3) Владимира Гуревича, 4) Александра Семенова, 5) Ивана Петрова и 6) Антона Лало. Из всех означенных артистов лучшим оказался Федор Степанов, первый флейтист оркестра ИРМО».
Работа в оркестре дирекции театров считалась более престижной и высокооплачиваемой, так как театры дирекции субсидировались из государственной казны. Естественно, что профессиональный уровень артистов был значительно выше, чем в частных организациях типа Русского музыкального общества.
Успех на конкурсе был победой не только Федора Васильевича Степанова, но и отечественной школы игры на духовых инструментах — в оркестрах дирекции императорских театров предпочтение отдавалось иностранцам почти до Великой Октябрьской революции. Отраден и тот факт, что в конкурсе принимали участие только отечественные музыканты — в те годы явление весьма редкое.
Кроме всего прочего, поступление на государственную службу давало право на освобождение от сословной подати и предоставляло некоторые гражданские свободы, о чем мы читаем в одном из архивных документов следующее: «Проживавший по паспорту, выданному лужским мещанским старостой от 4 октября 1891 года за № 3109, мещанин города Луги Федор Васильевич Степанов поступил на службу в ведомство дирекции императорских театров артистом-флейтистом: вследствие чего контора императорских театров покорнейше просит лужского мещанского старосту сделать … зависящие распоряжения об увольнении упомянутого Степанова из общества мещан».
С первых дней работы Степанов зарекомендовал себя как талантливый артист и добросовестный работник. Его успехи были замечены, и в сентябре этого же года по приказу директора театров Всеволожского его переводят в Мариинский театр с повышением содержания: «на имеющуюся вакансию второго флейтиста балетного оркестра предлагаю конторе перевести с 1 сентября с. г. артиста-флейтиста Михайловского театра Ф. Степанова с производством содержания из 720 рублей в год».
Степанов довольно быстро продвигался по службе. В 90-е годы в группе деревянных духовых инструментов Мариинского театра работали известные артисты: флейтист Э. Келлер; гобоисты В. Геде и Т. Пиман; кларнетисты В. Бреккер и его ученик Л. Вдовиченко; фаготисты Ф. Когте и В. Репин. Большое влияние на всю группу деревянных духовых инструментов оказывал своим неповторимым творческим обаянием и мастерством кларнетист Вильгельм Вильгельмович Бреккер, отличавшийся не только высоким профессионализмом, но и большим педагогическим тактом. В отличие от многих иностранцев, которые не только не признавали русских музыкантов, но и вели себя чрезвычайно высокомерно, В. Бреккер пополнял группу кларнетов своими учениками — выпускниками консерватории — и всячески помогал молодым музыкантам быстрее войти в оркестр, почувствовать его стиль и специфику.
В связи с общей прогрессивной тенденцией, наметившейся в общественно-социальных отношениях, в репертуар театра вводились сочинения русских композиторов. В эти годы русской труппой театра под управлением К. Лядова и Э. Направника были поставлены «Майская ночь» (1880), «Снегурочка» (1882), «Млада» (1890), «Ночь перед Рождеством» (1895) Римского-Корсакова; «Орлеанская дева» (1881), «Чародейка» (1887), «Пиковая дама» (1890), «Иоланта» (1892) Чайковского; «Князь Игорь» Бородина (1890); «Орестея» Танеева (1895) и многие другие. Ставились и лучшие произведения западно-европейской классики. В первую очередь оперы Верди «Риголетто», «Сила судьбы», «Травиата», «Отелло», «Фальстаф».
Чрезвычайно популярными были балеты «Спящая красавица», «Лебединое озеро», «Щелкунчик» Чайковского, балеты Пуньи, Черепнина, несколько позже Стравинского. Степанов принимал самое непосредственное участие в их постановке. Кроме того, творческое общение с такими деятелями, являющимися гордостью национальной культуры, как Н. Римский-Корсаков, П. Чайковский, Ф. Шаляпин, М. и Н. Фигнер, Ф. Стравинский, несомненно содействовало формированию творческого облика молодого артиста.
Необходимо отметить, что 90-е годы прошлого столетия – это годы утверждения и расцвета русской национальной культуры, связанные в целом с самоутверждением нации. В музыке это прежде всего расцвет оперного искусства, в котором Мариинскому театру принадлежат многие достижения. Здесь впервые были поставлены оперы Н. Римского-Корсакова, П. Чайковского, А. Бородина, С. Танеева, М. Мусоргского, А. Даргомыжского.
Общая творческая атмосфера, созданная благодаря деятельности Э. Направника, профессионализм оркестра и личные способности помогли Федору Васильевичу Степанову в скором времени завоевать авторитет высокопрофессионального музыканта как среди коллег, так и у руководства театра. Об этом говорит и тот факт, что в исключение из правил его переводят на должность первого флейтиста: « …на открывшуюся вакансию первого флейтиста оркестра Мариинского театра предлагаю конторе перевести с 1 сентября с. г. второго флейтиста того же оркестра Ф. Степанова с производством ему содержания по 1200 рублей в год».
В это время должность первого флейтиста не означала, что занимавший ее был солистом, как мы теперь это понимаем. Солистом оркестра, со всеми вытекающими из этого звания привилегиями, был Эрнсто Келлер с окладом 1620 рублей в год. Степанов, судя по окладу (наивысший оклад его в эти годы составлял 1320 рублей), был регулятором или, как это тогда называлось, первым флейтистом второй группы или разряда. До звания солиста дирекции императорских театров, а тем более солиста Его Императорского Величества ему дослужиться не удалось ввиду тяжелой неизлечимой болезни. К сожалению, из-за болезни блистательно начатая исполнительская карьера Степанова быстро увядает. Проработав в оркестрах дирекции театров пятнадцать лет, он, как российский подданный, не имел права получать пенсию (иностранные музыканты получали пенсии через 15 лет работы в оркестрах дирекции императорских театром, отечественные – через 20 лет). Несмотря на многочисленные ходатайства, исключения из правил для выдающегося отечественного артиста сделано не было. Болезнь прогрессировала, и 13 июня 1907 года Ф. В. Степанов вынужден был подать прошение об отставке. С 1 августа 1907 года он был уволен без предоставления пенсии.
Помимо артистического дарования Федор Васильевич Степанов обладал педагогическими и организаторскими данными. Работая в театре, он был вольнонаемным капельмейстером и учителем музыки юнкеров Павловского военного училища, унаследовав эту должность от своего профессора. О его работе в этом качестве мы можем судить по письму начальника Павловского военного училища в дирекцию театров, в очередной раз выступившего с ходатайством о назначении ему пенсии, не понимающего, почему иностранные музыканты, предшественники Ф.Степанова, получили пенсию, а русский выдающийся артист после стольких лет блестящей работы остался без средств к существованию. Думаем, что будет уместным привести этот документ, полный горечи за талантливого соотечественника.
«Директору императорских театров Владимиру Аркадьевичу Теляковскому: Милостивый государь, Владимир Аркадьевич, вольнонаемный капельмейстер вверенного мне училища и артист императорских театров Ф. В. Степанов по неизлечимой болезни подлежит увольнению в отставку из оркестра императорского Мариинского театра. Ф. В. Степанов, профессор С. Петербургской консерватории, как музыкант, конечно, Вам известен и не нуждается в моей рекомендации. Состоя же капельмейстером училища и учителем музыки юнкеров, он выказал себя с наилучшей стороны в отношении отличного знания своего дела и в высшей степени усердного и добросовестного к нему отношения. Болезнь, мешающая Степанову возможности продолжать игру на его инструменте, лишает этого выдающегося музыканта и полезнейшего труженика единственного источника к существованию его и семьи. Должность, занимаемая в училище Ф. В. Степановым, нештатная, и потому я не имею возможности ходатайствовать о назначении ему пенсии. Ввиду этого позволяю себе просить Вашего ходатайства о назначении Ф. В. Степанову как артисту императорских театров полной пенсии за его службу, по примеру его предшественников по должности, артистов Пуньи и Келлера».
Подобная участь ждала каждого отечественного музыканта, несмотря на любые заслуги. Уровень исполнительского мастерства Степанова, по свидетельству современников, не уступал ни уровню Чиарди, ни Ватерстраата, а по качеству звука даже превосходил. Тем не менее, получив наконец звание солиста, Степанов не был переведен в артисты первого разряда, в связи с чем его жалованье было даже в годы расцвета артистической славы на 300 рублей меньше, чем у иностранных музыкантов, занимавших в штатном расписании аналогичные должности.
В консерваторию Степанов был приглашен будучи опытным оркестровым музыкантом. Федор Васильевич стал продолжателем методических принципов, сложившихся в инструментальных классах капеллы и духовых классах консерватории. Главная задача обоих учебных заведений — обучение оркестровых музыкантов, отсюда сложившиеся методические приемы и установки, о чем было сказано выше.
Степанов был не только отличным музыкантом, но и прогрессивным, перспективно мыслящим человеком. В своей педагогической работе он старался находить наиболее рациональные методы, изучая положительный опыт зарубежных школ, благо в Петербурге были не только постоянно работающие музыканты — представители различных европейских исполнительских школ, но и часто приезжали выступать с сольными концертами выдающиеся артисты. Еще в конце прошлого века Степанов, по сути дела первый из отечественных педагогов, обратил внимание на инструменты французской системы Т. Бёма и ввел их в исполнительскую практику.
В конце прошлого века у молодых педагогов, выпускников Петербургской консерватории П. Н. Волкова, А. В. Иогансона и Я. Д. Тамма созрела мысль о создании отечественной методики преподавания игры на духовых инструментах на основе сложившихся традиций русского исполнительского искусства, лучших черт академических европейских школ и общего развития отечественной музыкальной культуры. Эти мысли были созвучны размышлениям и поискам Степанова.
В своей педагогической практике Федор Васильевич применял те же методические пособия и художественную литературу, что и его предшественники. К сожалению, композиторским даром он не обладал и, несмотря на многие задумки и рассуждения, в области методики никаких пособий не создал. Тем не менее, в педагогике он достиг весьма высоких результатов. За годы работы в консерватории им подготовлено около 20 выпускников, успешно работавших в различных культурных учреждениях Петербурга. Среди них можно упомянуть И. Михайловского, Д. Маршада, М. Ленбсрга, получивших при окончании консерватория премию, учрежденную профессором Я. Шубертом для лучших выпускников (за особые заслуги в исполнении сольной программы выпускник награждался инструментом лучшей фирмы).
Как выдающееся явление в педагогической работе Ф. В. Степанова следует рассматривать и тот факт, что один из его выпускников — Г. Шевенд (1908 г.) при окончании получил диплом, Большую серебряную медаль и премию Шуберта. Подобных успехов до Степанова в классе флейты не было. За работу в качестве профессора консерватории Федор Васильевич Степанов в 1905 году был награжден орденом Святого Станислава III степени.
Ф. В. Степанов был первым русским профессором по классу духовых инструментов в России, первым воспитанником отечественной школы игры на духовых инструментах. Степанов сумел обобщить достижения русской исполнительской культуры, синтезировать лучшие зарубежные достижения в области методики и исполнительства на духовых инструментах. Переосмыслив их через призму общенационального развития и подъема русской музыкальной культуры второй половины XIX — начала XX века, Степанов стал родоначальником отечественной петербургской школы игры на флейте, на основе которой в советское время его учениками и «внуками» была создана ленинградская школа игры на флейте.
После смерти Ф. В. Степанова (1914) класс возглавил солист оркестра Мариинского театра Владимир Николаевич Цыбин.


Федор Васильевич Степанов (1867-1914)

В 2008 году в Росси​​​​​​​и появились флейты, носящие имя этого замечательного музыканта.

На нашем первом конкурсе “Моя любимая флейта” 2009 г инструмент этой марки стал главным призом.

может быть интересно