Письмо в редакцию

Автор: admin

На днях я получила письмо с вопросами, касающимися недавно опубликованной статьи (Результаты международного конкурса им. Чимароза 2009) о результатах наших флейтистов на международных конкурсах в этом году. Ответив на него лично, мне показалось, что этот ответ будет интересен не только получателю этого письма. Я публикую нашу переписку ниже с разрешения адресата. Нижесказанное представляет лишь моё личное мнение, буду рада любой полемике и дискуссии в комментариях. 

Здравствуйте уважаемая Александра! Сам я не играю на флейте, но очень её люблю и постоянно слежу за событиями в мире флейтовой музыки, и современной техники исполнителей. У меня возник к Вам следующий вопрос. Как Вы считаете – закономерна ли победа наших российских флейтистов в международных конкурсах, в жюри которых председателями являются их собственные педагоги? Нет ли здесь противоречия между желаемым и действительным? Знаменуют ли эти конкурсные победы наших флейтистов продвижение нашей Российской национальной флейтовой школы или это только европейская дань нашей Российской традиции?

                                     Владимир Павлович, 56 лет, ветеран “живых” концертов Корнеева и Бахчиева.

Уважаемый Владимир Павлович!

Вопросы судейства на международных конкурсах всегда вызывают перепалки в кругах музыкантов, так как вопрос “мафиозности” того или иного педагога рано или поздно всплывает в этих разговорах, и этому фактору обычно придают много значения. Могу по своему опыту сказать – что каждый раз ситуации бывают разные, и мой совет слушателю очень простой – не доверяйте цифрам и премиям, слушайте исполнителей вживую и выбирайте тех, кого вы захотите слушать ещё и ещё. Первая премия самого честного и открытого конкурса может конкретно Вам не понравится и в этом нет ничего удивительного – в музыканте нравится (или не нравится) прежде всего его индивидуальность, а это дело вкуса каждого слушателя. Иначе во всём мире бы теперь было по одному (идеально-лучшему, выбранному самым компетентным и честным жюри) представителю каждого инструмента и все слушатели бы дружными счастливыми колоннами ходили бы на его/её концерты. Как видим этого не происходит, а о некогда получивших премии забывают, а о тех, кто никогда не получал никаких премий помнят ещё десятки лет…

Теперь что касается конкретно успехов наших флейтистов на конкурсах. Я не могу браться судить честность каждого из этих решений. На мой взгляд одно лишь налицо – общая статистика, которая о чём то, да говорит! На мой взгляд она говорит прежде всего о том, что произошёл качественный скачок, которого невозможно не заметить. Я его замечаю впрочем не по премиям на конкурсах, а по качеству игры – так как большинство ребят я знаю лично. Этот скачок я заметила кстати больше всего как раз по тем ребятам, которые таковых премий ещё не получили и даже не уехали ещё куда-то зарубеж учится. Ведь чтобы заинтересовать западного педагога, нужно уже обладать высоким уровнем владения инструмента (как минимум), и многие наши всё чаще такому уровню соотвествуют, тогда как десять-пятнадцать лет назад такому уровню соотвествовали лишь единицы. Что таить – на протяжении почти полувека наши флейтисты как бы выпали из регулярной международной флейтовой жизни –  в основном из-за того, что даже при желании обмен информацией и мастерством между странами был очень ограничен и труден. А ведь знание и использование “чаши” международных умений важны в любой области! (для этого и устраиваются конференции и т.д. и т.п. у любых представителей профессий). Сейчас же этот обмен вновь наладился, и выяснилось, что мотивация учавствовать в событиях на международной сцене у российских флейтистов очень высока, их жажду знаний лишь стоило немного утолить и результат не заставил себя ждать. Большинство наших ребят уже через год зарубежом дополняли свой “багаж” в достаточной мере, чтобы выделятся на общем фоне. Косвенным образом это привело и к такому количеству международных премий, которое уже невозможно на мой взгляд объяснить исключительно “мафиозностью” того или иного члена жюри.

– В этом свете остро стоит вопрос национальной подготовки флейтистов: соответствуют ли наши педагоги современным требованиям? Какие шансы у наших отечественных флейтистов достичь вершин исполнительского мастерства, не выезжая за пределы России? И могут ли ученики наших Российских педагогов соревноваться на равных с учениками того же Андраша Адорьяна? Или может, уже пора приглашать иностранных специалистов для преподавания в нашей консерватории, как в футболе приглашают тренеров?

– Я возможно не так хорошо знаю ситуацию, так как живу уже давно в другой стране и слышала не так много Российских студентов. Но по тому уровню, что я могла наблюдать даже урывками в последнее время, я думаю, что уже очень многие наши педагоги вышли на международный уровень понимания и преподавания стандартов флейтовой школы. Например уровень требований к владению инструментом при поступлении в Московскую консерваторию на мой взгляд в данный момент соотвествует уровню требований Высшей Школы Музыки в Германии. Среди студентов всё ещё местами не хватает понимания стилей исполнения барочной и французской музыки, но и над этим ведётся в данный момент интенсивнейшая работа – например только в Московской консерватории два педагога уже не первый год преподают аутентичное исполнительство, приглашают профессоров со стороны, проводятся мастерклассы…  Главное – это высочайший уровень мотивации как среди большинства педагогов, так и среди большинства студентов – движение началось, и никто его уже не остановит. Конечно Россию невозможно будет превратить в мировой центр флейтовой школы – по простой причине, что она таковым исторически никогда и не являлась. Россия исторически является центром фортепианной и скрипичной школы, также как Франция и Германия – флейтовой. Поэтому концентрация педагогов с мировым именем как ни крути – наивысшая именно во Франции и Германии. При этом на мой взгляд не нужно “стеснятся” необходимости повысить своё мастерство в этих исторических центрах. Например хорошие американские студенты-флейтисты тоже едут учится в Европу. Более того – общий уровень флейтовой школы в Америке за последние пять-десять лет даёт мне полное основание сказать, что средний срез флейтовых студентов в России в данный момент выше среднего уровня флейтовых студентов Америки. То есть отвечая на Ваш вопрос – да, студенты наших ВУЗов находятся на стойком и быстром курсе к конкурентноспособности со студентами ВУЗов европейских, хотя этот процесс вероятно и неравномерен в разных регионах России.

То, что можно сделать для ещё большего ускорения процесса как раз в данный момент и делается. Мастерклассы приглашённых с запада флейтистов с мировым именем мотивируют педагогов и студентов здесь, дают им всё больше информации, происходит активный обмен знаниями. Студенты, приезжающие домой показывают то, чему они научились. Вероятно не все эти студенты в будущем останутся зарубежом, кто-то вернётся и будет преподавать и передавать свои знания дальше на родине. Вот все эти процессы и должны просто происходить дальше. Думаю резкие движения (типа приглашения на постоянное место мировой знаменитости) могут вызвать слишком резкие реакции и пробудить некие страхи и неуверенность – это нашим педагогам думаю не нужно. То осторожное сближение и обмен, которые сейчас всё больше происходят и являются тем необходимым условием, чтобы прогресс продолжался и дальше.

Всё более возрастающий уровень мастерства наших студентов наполняет меня чувством гордости за наших ребят и пробуждает ощущения патриотизма, в хорошем смысле этого слова. Чуткость, открытость, любознательность многих наших педагогов наполняет меня ещё большей радостью и уверенностью, что наша флейтовая школа и дальше будет прогрессировать в таких же невероятных темпах!

На вопросы отвечала Александра Грот

может быть интересно