Впервые русский флейтист получает первую премию на общенациональном немецком конкурсе “Jugend musiziert”

Автор: admin

Интервью подготовила Александра Грот.

Национальный немецкий конкурс “Молодёжь музицирует” проходит в Германии по специальности флейта раз в три года. Конкурс проходит в три тура – окружной, региональный и общенациональный. Пройти в каждый следующий тур можно лишь завоевав первую премию на предыдущем туре (первых премий обычно предусмотрено несколько). Участники разделены на возрастные группы. В июне 2012 года в группе 15/16летних на уровне общенационального конкурса одну из первых премий впервые завоевал юный флейтист из России, таким образом оказавшись в десятке лучших флейтистов своего возраста в Германии.

Максим Пирогов и его педагог Веньямин Плаг

Максим Пирогов переехал в Германию на обучение в возрасте 13 лет, в данный момент учится в музыкальной гимназии Бельведер в городе Вeймар, класс Веньямина Плага. В интервью ниже Максим любезно согласился рассказать нам о конкурсных впечатлениях, а также о специфике жизни и обучения в Германии в таком возрасте.

Максим Пирогов и его педагог Веньямин Плаг

– Максим, мы от души поздравляем тебя с премией! Скажи пожалуйста, ты не раз участвовал в российских конкурсах – отличаются ли они от немецкого конкурса?

Спасибо за поздравления, мне очень приятно! Вы знаете, в России на конкурсах все настроены как на войну… Всё намного строже, чувствуется напряжение, давление. В Германии все чувствуют себя свободнее, улыбаются, все просто радуются конкурсу как празднику! Жюри относится к конкурсантам очень внимательно, советует как исправить те или иные недостатки. Мне очень понравилась атмосфера конкурса в Германии!

– Расскажи, пожалуйста, какую программу ты играл на конкурсе?

На всех турах на конкурсе разрешено играть одну и ту же программу, но так как каждый раз между турами есть перерыв около двух месяцев – мой педагог менял некоторые произведения в моей программе. Не то, чтобы он был недоволен моим исполнением, мне кажется он просто счёл важным для моего роста не учить одно и то же, не зацикливаться и поддержать мой интерес к занятиям. На самом первом окружном туре я играл Гамбуржскую Сонату К.Ф.Э.Баха, Козочку Онеггера и Балладу Райнеке. Эту программу я начал готовить ещё прошлым летом. Для второго регионального тура Балладу Райнеке мне педагог заменил на Концертино Шаминад. Для третьего тура я выучил Концерт И.С.Баха ми минор.

– Ты наверное больше волновался на последнем третьем туре?

Да, пожалуй, так как на последнем туре была самая большая конкуренция – в моей группе участвовало 50 человек! Мне к сожалению не удалось послушать самых сильных ребят из моей группы, слушал я многих, но самых лучших послушать к сожалению не получилось.

– Что для тебя самого значит такая победа?

Эта премия дала мне осознание того, что мой уровень считается хорошим уровнем в Германии, и мне надо дальше заниматься – у меня ещё всё впереди! В связи с тем, что я получил первую премию мне отменили экзамен в конце года в музыкальной гимназии, а также возможно дадут какую-то стипендию, но я пока точно не знаю. 

– Расскажи пожалуйста немного о том, как занимается твой педагог.

Мне очень повезло с педагогом! Веньямин Плаг превосходный педагог, настоящий профессионал, он борется за каждого ученика. Специальность у меня один раз в неделю, урок длится полтора часа. Бывает, что он занимается меньше, из-за работы в оркестре (sic: он занимает пост пикколо соло в оперном оркестре Ваймара), но в таких случаях всегда в следующий раз отдаёт время и урок длится дольше. Обычно мой педагог уделяет время упражнениям и этюдам в начале урока, но в последнее время из-за подготовки к конкурсу времени хватало только на произведения. Кроме меня на конкурсе участвовали ещё четыре его ученика (они все старше меня), так что мы готовились все вместе. Мы все дошли до последнего тура и получили различные премии.

– Ты переехал без родителей и начал учится в музыкальной гимназии в Германии очень рано, в возрасте 13 лет. Расскажи пожалуйста о трудностях, с которыми ты столкнулся.

Незнание немецкого языка поначалу было самой большой трудностью, я многое не понимал. Проблема языка всё-таки ещё остаётся актуальной и сейчас – я всё ещё пишу с ошибками, путаю времена, мне ещё много нужно учить. В школе меня судят точно так же как носителей языка за все мои ошибки и не делают никаких скидок. Только учительница по-английскому относится более снисходительно, так как английский я начал только с 6 класса, а не с 4го, как все остальные.

– Ты, как я знаю, живёшь в интернате при школе. Опиши пожалуйста твой обычный будний день.

Ложится спать нам нужно в 21.30, будят нас в 6.30 утра. Завтрак до 7.30 и потом сразу начинается школа, которая обычно заканчивается в 14 часов. Бывают дни, например в среду, когда школа длится и до 17.30 – получается почти с утра до вечера… Каждые три урока у нас пауза по полчаса, а в длинный день – одна пауза на 40 минут, чтобы можно было пообедать. После школы по общеобразовательным предметам приходится ещё очень много учить и на это уходит много времени. Времени часто не хватает и бывают критические ситуации… Например сегодня была контрольная работа по английскому, и вчера нужно было к ней готовится. Вчера же я очень хотел пойти на концерт флейтистки профессора Веймарской Высшей Школы Музыки Валли Хазе – она играла с оркестром концерты Вивальди и Баха. В результате я вернулся после концерта в 11 часов вечера и до 2 часов ночи учил английский. Спал 4 часа…

– Да, очень суровое расписание…. А как часто у тебя есть возможность видется с родителями? Ведь они живут далеко в Калининграде!

Мы созваниваемся каждый день! Я очень рад, когда они могут приехать! Они обычно приезжают на машине приблизительно каждый месяц, или если получается, немного чаще.

– Мой последний к тебе вопрос: какими качествами на твой взгляд должен обладать юный флейтист, который хотел бы в школьном возрасте поехать учится заграницу?

Самое главное качество – не ленится, ни по флейте, ни в общеобразовательной школе! У меня уже была такая ошибка в какой-то момент – по флейте всё было в порядке, а общеобразовательные предметы я завалил… В результате пришлось нагонять и заниматься школьными предметами каждый день до 2 часов ночи. Так что лениться нельзя!

Максим Пирогов родился в январе 1997 года в Калининграде в семье музыкантов. На флейте начал заниматься в 8 лет в ДМШ N1 родного города в классе Лебедевой Татьяны Вячеславовны. Участвовал и занимал призовые места на конкурсах в Магнитогорске, Петрозаводске, Каунасе, Гомеле, Олыштине. Консультировался и брал уроки у Зверева В.И., Кудри В.Л., Мнускина А.Н., Грот А.Г. В марте 2010 года поступил в музыкальную гимназию “Бельведер” в класс педагога Веньямина Плага.  В 2012 году принял участие на немецком национальном конкурсе “Jugend musiziert” , где на всех трёх турах занял первое место и был награждён специальной премией.

может быть интересно