Дмитрий Фёдорович Папков (1799—1850)

Автор: admin

российский флейтист, Потомственный почетный гражданин (1840)

Крепостной, из «вольноотпущенных от Г. Апраксина». С 1827 г. по 1850 г. был солистом Большого театра. С 1831 г. преподавал в музыкальных классах Московского театрального училища, воспитав первое поколение российских оркестровых флейтистов.

Творческая деятельность
Папков был первым отечественным флейтистом, внёсшим существенный вклад в развитие исполнительства в Москве в начале XIX века, его можно считать основателем московской флейтовой школы.

По московским меркам среди духовиков получал в театре большие деньги — 1800 руб. в год. (больше — 2000 руб. — получал лишь солист оркестра Петербургского придворного театра Чезаре Чиарди).

Принимал участие в домашних музыкальных вечерах. Н. А. Маркевич, этнограф и любитель музыки, так описывает домашний вечер 31 января 1840 года: «От 10 часов до половины шестого ночи у Владимира Михайловича Арсеньева, там общество: Папков с приятной флейтою. Алябьев в черных усах и бакенбардах с необычайным вкусом (…), Рудольф с невыразимо приятной игрой на фортепиано (…). Тотчас квартет Мендельсона-Бартольди, потом квартеты Бетховена. Потом соло флейты с двумя скрипками, альтом и фортепиано; прелестные стаккаты и басовые ноты».


Из Книги Парфеновой “Большой театр России в биографиях музыкантов”, 2018

В 1808 г. учреждена Московская контора (или дирекция), подписан «штат московского императорского театра». Указом императора Александра I от 28.12.1809 г. театральная школа Московского воспитательного дома была преобразована в «Императорское театральное училище для подготовки артистов оперы, балета, драмы и музыкантов театральных оркестров»; в этом статусе и под
этим названием учебное заведение вошло в состав Московского императорского
театра[здесь–Московское театральное училище(МТУ)]. Музыканты-инструменталисты всех социальных слоёв получили возможность учиться в императорском учебном заведении, в числе выпускников было много экстернов12. Тем, кто окончил МТУ, полагалось при приёме в театр (сведения на 1826 г.) жалование 700 руб., квартирных денег 150 руб., дров 5 саженей и единовременное вознаграждение в размере 200 руб. По окончании МТУ казённые воспитанники
обязывались отслужить 10 лет в императорских театрах, а затем были вольны подать прошение о продолжении службы «при театрах»; это правило касалось как актёров, так и оркестрантов. Из музыкальных классов МТУ вышли Д.П. Карасёв, А.М. Щепин, П.Н. Лузин (см. Лузины), С.Я. Рябов (см. Рябовы), А.И. Диц, П.Ф. Акимов, И.С. и С.С. Гурьяновы, В.М. Ефимов и др. В разные
годы здесь преподавали солисты оркестра императорских театров Ф.И. Мазанов, Л.К. Костин (см. Костины), в том числе бывшие крепостные Д.Ф. Папков (см. Папковы), П.И. Титов (по контракту 1834 г., был обязан преподавать «без особой засие платы»), П.И. Ребристов (см. Ребристовы), А.С. Гурьянов
(см. Гурьяновы) и А.П. Поляков, которого современники считали «одним из лучших скрипачей в целой Европе»13. В числе преподавателей традиционно было много иностранцев, в особенности – исполнителей на духовых инструментах.

Дмитрий Фёдорович Папков (1799—1850)

Согласно Положению об артистах императорских театров 1839 г., на артистов первого разряда было распространено право получения почётного гражданства по стажу: личного – не менее 10 лет, потомственного – не менее 15 лет. Получение почётного гражданства обозначало перевод в более
привилегированное сословие. Звание потомственного почётного гражданина, передававшееся по наследству, за оказанную ими «полезную деятельность» получили и оркестранты, среди них: Д.Ф. Папков…

может быть интересно