Летняя школа глазами педагога (Таруса, 2013)

Автор: admin

Автор – Александра Грот

Летняя школа глазами педагога (Таруса, 2013)

Трудно писать объективно о том, в чём участвуешь сам, в особенности если не прошло достаточное время, чтобы посмотреть на это со стороны. Но я попробую…

Для меня главная работа на самом деле была проделана задолго до начала летней школы. Конечно главное было разработать глобальный план занятий, а затем проработать все детали. Я взяла максимально возможное количество участников, что одновременно означало, что времени будет в обрез и нужно так построить занятия, чтобы не терять драгоценное время и как можно плодотворнее позаниматься со всеми. Заказ всего дополнительного оборудования – начиная от флейт с загнутой головкой и заканчивая балансовой доской, подарками, насадками для рук и т.п. занял тоже много времени. Когда я наконец взглянула на мой полностью собранный чемодан накануне моего отъезда в Россию, меня наполнило большое чувство гордости – настолько сложная сборка и планировка там уместилась!

По приезде в Тарусу главное, что меня волновало – это помещение для групповых занятий. Класс, который нам дали для занятий по специальности был хоть и просторным, но не вполне достаточным для 12 человек. Первое групповое занятие решили проводить на улице – причём из-за дождливой и довольно прохладной погоды до самого начала занятия не было понятно сможем ли мы находится на улице, но нам повезло и дождь как раз на это время прекратился! В последствии мы нашли прекрасное просторное помещение, принадлежащее гостинице, в которой проживали участники и уже не боялись дождя, который шёл в первые дни практически без перерыва.

Погода сделала первые дни довольно серьёзными, так как ничего, кроме как заниматься участникам не оставалось. В первый день дети были очень уставшие после переезда и совсем не улыбались. Дорога для некоторых прибывших не из Москвы длилась практически два дня. Большинство тех, кто пришёл на специальность на следующий день после приезда сложно было узнать и я сначала не очень могла понять почему, так как большинство детей я слышала лишь на видео и подумала, что наверное в живую всё не так уж и здорово, как казалось. Но по прошествии пары дней всё встало на свои места и я догадалась в чём же было дело.

Надо отдать должное участникам – только благодаря их точности, внимательности, сосредоточенности в работе всё прошло так, как и было запланировано. Все дети приходили вовремя на уроки с точностью до минуты, что позволило отдать всем столько уроков и в том объёме, сколько и предполагалось. На групповых тематических занятиях все очень старались и мне кажется мы очень весело и плодотворно провели время. Для многих форма проведения уроков в виде “классного часа” – то есть открытого урока с концертмейстером, где все друг друга слушают была в новинку. Так с нашим классом занимался Адорян и мне всегда очень нравилась такая форма уроков. Эта форма занятий вызвала большой энтузиазм не только среди участников-флейтистов, но и среди остальных педагогов летней школы, у которых появились идеи ввести её в свои занятия с основными их классами в родных учебных заведениях. Если на классных часах слушать могли все, то на индивидуальных уроках, где прорабатывались все детали произведений, а также проводилась работа над различными чисто флейтовыми недостатками, я решила не пускать никого – ни концертмейстеров, ни родителей (впрочем последние могли оставить видеокамеру). Ситуация один на один без посторонних слушателей часто совершенно по-другому раскрывала ребёнка, а мне давала возможность спокойно пообщаться и наладить с ним эмоциональный контакт.

Что касается бытовых моментов – их организация у каждого участника была индивидуальной. От гостиницы “Якорь”, где проживало большинство участников, через скверик вдоль берега Оки было всего лишь три минуты пешком до музыкальной школы, где проходили занятия. Там же в Якоре было организовано трёхразовое питание, которым впрочем в полном объёме воспользовался лишь небольшой процент участников. Большинство питались в других местах, частично сами, а частично либо в кафе “Ока”, где питание было дешевле, но не всем нравилось, либо в “Чебуречной”, где питание было менее жирным, чем в Якоре. Некоторые участники жили не в Якоре, а на частной квартире. Главное достоинство такого проживания – существенно меньшая цена (чуть ли не в пять раз дешевле), но так как квартира находилась не в самой Тарусе, а в 30 минутах пешком, то в течении дня невозможно было отдохнуть, а также по сути не было времени готовить собственную еду, так как в квартире участники только ночевали.
Я сама, как и другие педагоги, жила в гостинице “Интеркосмос”, от которой мне придти пешком на место занятий было практически нереально (около 30 мин). Тут ещё раз огромная благодарность Денису Ленкину, который всегда точно вовремя привозил и увозил меня с места событий.

После того, как у меня заканчивались занятия (16:30), практически каждый день в главном киноконцертном зале (тоже пять минут пешком от школы) мы слушали концерты фестиваля. Несмотря на весь мой интерес, мои силы и внимание как правило заканчивались в конце первого отделения и я, поужинав, уезжала спать. Видимо из-за количества новых впечатлений мой организм установил очень странный режим сна – с 10 вечера до 2 часов ночи я спала как убитая, а затем с 2 ночи до 5 утра я переваривала предыдущий день, а самое главное мне удивительным образом даже приходили интересные идеи для последующих занятий. С 5 утра я вновь засыпала, а будильник звонил в 7:45. Заниматься мне приходилось до завтрака, так как другого времени просто не было.

В целом я уставала намного меньше, чем я думала перед приездом, и я думаю это заслуга участников. Все дети с большим энтузиазмом приходили на урок, и мне никогда не приходилось кого-то эмоционально “тащить” за собой, что занимало бы много сил. Заниматься со всеми было очень приятно, часто я просто получала удовольствие от того, как дети играют. Надо сказать, что практически все участники привезли в школу новые произведения, многое в состоянии простого разбора нот, при этом все произведения, сыгранные впоследствии на концерте были тоже из числа новых для всех и первый раз были исполнены на сцене, так что опять же большой всем комплимент по этому поводу!

В один из дней наши уроки посетила Ольга Ивушейкова. Она с семьёй отдыхала на даче практически напротив на противоположном берегу реки Ока. Чтобы сэкономить время и не ехать до ближайшего моста 40 минут на машине в Серпухов, они с мужем решили вплавь(!!!) преодолеть кажущееся на глаз небольшое расстояние поперёк реки, но сильное течение реки отнесло их довольно сильно в другую сторону, так что выплывать пришлось по их словам минут 20! И это в довольно холодной воде, так как температура воздуха держалась не выше 18 градусов все эти дни. Так что на групповое занятие к 10 утра Оля пришла слегка дрожащей от холода в меховой куртке… А муж её поплыл обратно… Вот такое приключение!

По прошествии нескольких дней дети очень подружились. Было очень приятно за ними наблюдать, как они вместе бегают, играют, веселятся. Один раз я даже побегала вместе с ними в салочки 🙂 Не всё всегда в отношениях между детьми было гладко, но к концу школы каждого участника домой провожали все вместе.

Я составила видео из кусочков наших занятий. Сама смотрела с удовольствием! Скоро участники начнут выкладывать и фотографии.

Летняя школа творчества в Тарусе. Заключительный концерт>>. (видео)

Зарисовка занятий с летней школы 2013 г. >>

может быть интересно