Интервью с Тимуром Бондаренко

Автор: admin

Тимуру Бондаренко 13 лет, он пятый год занимается на флейтe в родном городе Тольятти, по классу педагога Ирины Владиславовны Михайловой. Является лауреатом различных детских конкурсов, среди которых первая премия конкурса “Моя любимая флейта” 2012 года. Этим летом Тимур имел возможность посетить два мастер-класса – летнюю школу творчества в Тарусе и непосредственно после этого мастер-класс Винсента Люка в альпийском местечке Тинь во Франции. О своих впечатлениях он рассказал myflute.ru

  • Тимур, до поездки в Тарусу, как ты себе всё представлял? И как всё оказалось на самом деле?

Когда я ехал в Тарусу, я сильно волновался! Я представлял ,что Саша Грот будет строгой… Так оно и оказалось! Саша очень требовательный, строгий, пунктуальный педагог. На её уроках я точно не мог расслабиться, но и одновременно с этим мне было психологически комфортно. Я был в полном внимании и очень сосредоточен, и я очень волновался… Зато после первого же урока мне сразу захотелось всё выполнить! Саша разбирает на уроке каждую мелкую детальку, каждую нотку, штрих, трель, всё старается довести до совершенства.

  • Многие из участников летней школы не раз оказывались твоими конкурентами на различных конкурсах. Как складывалось ваше общение?

Надо сказать, что большим толчком к общению послужили ансамбли, точнее репетиции к ним. Так как репетиции были запланированы без участия педагога и родителей, на первой же репетиции мы так много смеялись и шутили, что сразу подружились. В целом же я был очень рад, что ко мне так хорошо отнеслись ребята из других городов. Мне очень интересно было присутствовать на групповых занятиях, они сближали всех нас ещё больше.

  • Расскажи пожалуйста о мастерклассе во Франции. На каком языке ты общался с педагогами? Расскажи, как они преподают?

Когда я ехал на мастеркласс в Альпы, я уже был намного более спокоен и уверен в себе, потому что в Тарусе я уже пережил это волнение и представлял себе как примерно всё будет проходить.
Винсент Люка говорил со мной по-английски, впрочем иногда переходя на французский, который я совсем не знаю, но всё было понятно благодаря богатству его жестов и нашему общему не самому лучшему знанию английского языка. Винсент Люка – мягкий, дружелюбный, понимающий педагог. Его методика – после проигрывания сначала похвалить, а потом делать замечания. Очень любит показать что-нибудь жестами или подпеть ученику, чтоб было веселей. Он впрочем не любит повторять одно и тоже, хочет от ученика мгновенной отдачи.
Сейя Уено ассистировал Винсенту на мастерклассе. Сейя – очень спокойный человек, можно даже сказать умиротворённый… (Один раз мне даже показалось, что он на уроке заснул…). Сейя добивается от ученика филосовского понимания произведения. Самое главное для него – выразительная игра. Он даже настаивал на занятиях без метронома.
Сказал, что его вообще надо полностью исключить из жизни музыканта. В отличие от Винсента, он прорабатывал каждую мелкую деталь в произведении, занимался детальным разбором. Но Сейя очень оживляется, когда речь заходит о футболе – он здорово гонял мяч с девушками-флейтистками!

  • А складывалось ли общение с участниками курса в Альпах? Помешал ли тебе тут языковой барьер?

Я ходил слушать других участников, мне особенно понравились три участницы, которые уже являются ученицами Винсента Люка. Но к сожалению мы не общались практически вообще, кроме момента, когда Винсент Люка один раз организовал чаепитие. Наверное помешал не столько языковой барьер, сколько разница в возрасте, хотя в Тарусе, разговаривая на родном языке, я помню нам было что обсудить и независимо от возраста – например я получил советы от Дениса Ленкина, Марины Насоновой – это было очень приятно, я сразу ощутил себя более взрослым!

  • Получается, что ты занимался этим летом с тремя педагогами. Возникали ли разногласия между ними? Или мнения совпали?

Где-то совпали, но конечно были и разногласия. К примеру Саша Грот показала нам требования к упражнениям и гаммам в Европе, но учитывая, что мы живём и учимся в России, не стала настаивать на изменении привычной для меня системы разыгрывания. Во Франции же мне предложили полностью всё поменять: наши длинные ноты заменить на длинные ноты из “De la Sonorite” Марселя Моиза, русские гаммы на гаммы по сборнику Тафанеля/Гобера, а вокализы Бернольда, которые я играл, заменить на упражнения Райхерта. Поначалу я от этого очень растерялся.
Что касается репертуара, Саша Грот была в принципе против того, что я играю концерт Моцарта в таком юном возрасте. Винсент Люка же сказал, что сам играл концерт Моцарта первый раз как раз в 13 лет и, что мне его играть можно. Может частично дело было и в том, что Моцарт в Тарусе был проработан очень детально, поэтому произвёл хорошее впечатление и придирок было не так много.
Труднее мне пришлось, когда мнения двух педагогов на одном мастерклассе не совпали – Винсент Люка и его ассистент Сейя Уено очень по разному представляли себе Сонату Пуленка и мне пришлось нелегко.

  • Расскажи пожалуйста о бытовых моментах обоих мастерклассов – как было составлено расписание, где ты занимался, как питался?

В плане расписания уроков у Саши Грот всё было предельно чётко, это был, конечно, большой плюс и я совсем не волновался по этому поводу. В Альпах же было так: кто первый прорвётся к листочку с расписанием, тот и успеет получить урок. Или же я мог придти на урок в назначенное время, а мне могли сказать: “Извините, мы задержались, приходите пожалуйста через два урока”.
В плане домашних занятий в Альпах в отличии от Тарусы было очень удобно, что можно было заниматься прямо в гостинице, и соседи не жаловались. Ну а в плане питания… Я до сих пор помню в Тарусе эти макароны с сосиской на завтрак! Что и говорить… питание в Альпах, конечно, очень отличалось…

  • Наверное расписание на мастер-классах было очень интенсивным, было ли у тебя свободное время? Тебе приходилось много заниматься, чтобы всё успеть выучить?

На обоих мастерклассах интенсивнее всего я занимался наверное где-то первые дней шесть. Мне пришлось конечно осваивать большой объём работы, но наверное потому, что на мастерклассах была такая тёплая и весёлая атмосфера, мне это давалось сравнительно легко.
Свободное время всё же оставалось, я проводил его по разному – в Тарусе я много бегал и бесился с ребятами. Мы прямо не давали спокойно жить Роману (sic: Ерицеву, координатору школы)! Также я с удовольствием общался с местными милыми пёсиками!
В Альпах были очень красивые пейзажи и в свободное от занятий время я с удовольствием просто гулял. К тому же я смог попробовать разные виды спорта – большой теннис, стрельбу из ружья и лука, а в последний день мы играли в футбол всем курсом. Приятно, что всё это было для нас организовано совершенно бесплатно. Плюс к этому я усердно делал упражнения на закачку мышц, которые дала нам Саша, да и ещё с горы приходилось спускаться и подниматься по многу раз – местность обязывала…

  • Ну вообщем ты вернулся очень окрепшим физически!

Ну да 🙂 Ну и кроме этого, оба курса мне дали, конечно, огромный объём полезной информации и доставили массу удовольствия!

может быть интересно