ДУХОВЫЕ ИНСТРУМЕНТЫ В ТВОРЧЕСТВЕ Н. А. РИМСКОГО-КОРСАКОВА

Автор: admin

по материалам статьи Евгения Фёдорова “Духовые инструменты в творчестве Н. А. Римского-Корсакова”

Автор: https://www.liveinternet.ru/community/4989775/post328754645/

ДУХОВЫЕ ИНСТРУМЕНТЫ В ТВОРЧЕСТВЕ Н. А. РИМСКОГО-КОРСАКОВА

Н. А. Римский-Корсаков полюбил духовые инструменты с молодости. Он много лет служил инспектором духовых оркестров Морского ведомства.

Неся военную службу в Кронштадте, он организовал там регулярные концерты духового оркестра.
В «Летописи моей музыкальной жизни» композитор пишет: «…написаны эти сочинения были, во-первых, с целью дать в концерте сольные пьесы менее избитого характера, чем это всегда случается; во-вторых, чтобы самому овладеть неведомым мне виртуозным стилем с его solo, tutti, каденциями и т.п.»


На собственные средства Римский-Корсаков приобрёл тромбон, кларнет и флейту. И только после того, как научился играть на этих инструментах, стал писать для них музыкальные сочинения. Он много играл на кларнете и тромбоне и в своих письмах жаловался, что на тромбоне ему плохо даются верхние звуки.

Концерт для тромбона с духовым оркестром B-dur (1877)
 

Концерт для тромбона сочинен в 1877 году. Впервые исполнен в Кронштадте 16 марта 1878 года в концерте военно-морского духового оркестра под управлением автора.
Автограф партитуры концерта не сохранился. В библиотеке Московской государственной филармонии имеется копия, сделанная переписчиком с пометками автора.
Концерт для тромбона и духового оркестра в переложении для тромбона и фортепиано с удовольствием играют современные музыканты. Это произведение часто присутствует в обязательных программах на Всероссийских и Международных конкурсах музыкантов-исполнителей.

Вариации на тему романса Глинки “Что красотка молодая” для гобоя и дух. оркестра (1878)

Это сочинение Римского-Корсакова часто используется в переложении для гобоя и фортепиано как педагогический материал в музыкальных учебных заведениях.

Духовые инструменты в музыке Римского-Корсакова ярко индивидуальны. В каждой духовой партии отражены особенности тембра, присущие звучащему в данный момент инструменту, мастерски используется специфика исполнительских штрихов, динамики, атаки звука и исполнительского дыхания.
Партии духовых написаны с таким расчётом, чтобы продемонстрировать технические возможности всех инструментов, выгодно показать их регистры и тембры.

Концерт для кларнета с оркестром in E-flat Major(1878).

Квинтет был сочинён для конкурса на лучшее камерное сочинение, объявленное Императорским русским музыкальным обществом .

ДУХОВЫЕ ИНСТРУМЕНТЫ В ТВОРЧЕСТВЕ Н. А. РИМСКОГО-КОРСАКОВА

Квинтет для флейты, кларнета, валторны, фагота и фортепиано 
in B flat major
(1876)

01. I Allegro con brio
02. II Andante
03. III Rondo. Allegretto


Исполнители:
Алексей Наседкин – фортепиано
Валентин Зверев – флейта
Владимир Соколов – кларнет
Сергей Красавин – фагот
Анатолий Демин – валторна

АУДИОЗАПИСЬ (оцифрованная пластинка)>>

Квинтет — образец великолепного использования духовых инструментов в камерном ансамбле.
Сочинения,написанные Н. А. Римским-Корсаковым специально для духовых инструментов:
— Квинтет для фортепиано, флейты, кларнета, валторны и фагота (1876);
— Концертштюк для кларнета (1877);
— Концерт для тромбона с духовым оркестром (1877);
— Вариации для гобоя с духовым оркестром на тему романса М. И. Глинки «Что, красотка молодая» (1878);
— Канцонетта и тарантелла для 2-х кларнетов (дата создания не известна);
— Два дуэта для 2-х валторн (дата создания не известна);
— Ноктюрн для 4-х валторн (1888).

может быть интересно