Насадки для правой и левой руки – когда они нужны? (часть 1)

Автор: admin

Автор: Александра Грот

В летней школе в Тарусе, мне удалось удачно помочь, в более удобной постановке рук, с помощью насадок многим детям. Я получала много вопросов со стороны педагогов – когда, в каких конкретно случаях, такие насадки нужны. Поэтому решила написать подробную статью по этому поводу.

Насадки становятся необходимы как правило в следующих случаях:

  • для корректировки неправильно заученной постановки пальцев/руки
  • для сохранения правильной постановки руки в период резкого роста руки в подростковый период
  • в случае особого строения рук
  • в случае ощущения, что флейта прокручивается или выскальзывает из рук

Перед тем, как перейти к собственно насадкам, хочется подчеркнуть, что залогом правильной постановки рук, при которой флейтист не испытывает болей и неприятных ощущений, прежде всего является хорошо отрегулированный, кроющий инструмент. Лишь в этом случае насадки смогут помочь улучшить постановку.

Давайте же рассмотрим каждый случай по отдельности:

1. Корректировка постановки руки

В этом помогает в особенности насадка для правой руки. Упор под правую руку способен во многих случаях просто своим присутствием на теле флейты освободить педагога от постоянных замечаний по поводу неправильного положения большого пальца правой руки, так как служит своего рода направляющей для большого пальца. Насадка под правую руку прекрасно исправляет торчащий из под флейты и/или слишком низко поставленный, а значит практически не поддерживающий флейту большой палец, что очень часто встречается у начинающих. Также насадка может стать своего рода направляющей и своим положением определять правильное положение и форму большого пальца – избавить от излишнего изгиба фаланги большого пальца, а также научить ставить большой палец под клапан фа/фа диез, а не скажем под клапан ми и т.д.

По мере привыкания возможно впоследствии окажется, что насадка понадобится не навсегда, а лишь на время, в особенности, если флейтист – ребёнок. Через несколько месяцев успешного её применения можно будет попробовать убрать насадку, вполне возможно, что и без неё положение правой руки останется гармоничным.

2. Резкий рост руки

Важно помнить, что положение корпуса и связанное с ним положение рук могут претерпевать значительные изменения по мере изменений пропорций тела. Конечно этот период может пройти гармонично безо всяких изменений постановки.
Но правильная постановка рук в детском возрасте может вдруг изменится на очень корявую в подростковом возрасте, впрочем и неправильная постановка рук в детском возрасте может в подростковом возрасте изменится на хорошую. В этом смысле педагогам следует внимательно присматриваться к детям, которые находятся в интенсивной фазе роста – и вовремя ловить изменения. Во многих случаях в переходный период могут помочь насадки. В особенности стремительно изменяются в подростковый период размеры рук у мальчиков, и бывает, что внезапно подросшие руки не находят удобного положения на инструменте. Насадки помогут найти новый баланс, точно также, как и с корректировкой постановки, через несколько месяцев использования можно будет попробовать их снять.

3. Особое строение рук

Насадки для правой и левой руки - когда они нужны? (часть 1)

Но самую важную и неоценимую помощь насадки оказывают в случае особого строения рук.

У всех у нас руки разные, но есть одна форма рук, которая всегда вызывает неудобство при игре на флейте. В норме у большинства людей мизинец доходит до последней фаланги четвёртого пальца, а большой палец – до половины первой фаланги второго пальца.

Но бывают и такие руки: мизинец доходит лишь до половины второй фаланги четвёртого пальца. Большой палец бывает либо длиннее обычного (часто у мальчиков) – и доходит тогда аж до границы со второй фалангой второго пальца, либо короче, чем обычно – еле доходя до основания второго пальца.

Надо сказать, что в особенности короткие мизинцы встречаются довольно часто и причиняют массу неудобств их владельцам-флейтистам. Такой мизинец левой руки не дотягивается до клапана соль диез, даже на флейтах offset. В правой руке тоже сложно бывает найти баланс: для того, чтобы найти опору мизинцем, остальные пальцы вынуждены заворачиваться или выступать с краёв клапанов вперёд. Во многих случаях всё это не позволяет играть на флейтах с резонаторами или вынуждает искать неудобные положения пальцев.

Особое внимание педагогов я хочу обратить на то, что пропорции пальцев сохраняются и во взрослом возрасте. То есть если у маленького ребёнка именно такое строение руки – с возрастом оно не изменится, то есть пальцы вырастут, но пропорции между ними останутся как правило прежними.
К особому строению руки я бы также отнесла суставы пальцев имеющие свойство слишком переразгибаться в обратную сторону.

Как тут могут помочь насадки?

Насадка на левую руку утолщает стенку инструмента и позволяет обладателю короткого мизинца слегка развернуть кисть руки в сторону мизинца так, чтобы дотянуться до клапана соль диез. Насадка на правую руку также позволяет более гармонично развернуть руку в сторону мизинца, не класть при этом остальные пальцы на механику. В случае переразгибающихся суставов насадки возможно смогут помочь найти более гармоничную, расслабленную позицию руки.

При особом строении руки использование насадок часто становится постоянным, хотя и тут в некоторых случаях на короткие моменты флейтист может приспособится к инструменту без насадки. Проблемы возникают обычно в периоды интенсивных занятий, когда насадки значительно облегчают нахождение баланса, руки при этом заметно расслабляются и не болят.

4. Ощущение заворачивания на себя / выскальзывания инструмента

Даже при визуально правильной постановке, у флейтиста могут возникать неприятные ощущения крутящегося или выскальзывающего из рук инструмента. В особенности такого рода нестабильность чувствуется во время исполнения технических пассажей – флейта норовит выскользнуть из рук, головка флейты как бы “скачет”, флейтисту приходится при этом излишне “вцепляться” в инструмент, но ощущение неудобства как правило сохраняется. В таких случаях насадки тоже могут помочь.

Важным фактором в решении применять или нет конкретную насадку является ощущение комфорта и удобства у самого исполнителя. Обычно те флейтисты, которым насадка помогает, чувствуют улучшение сразу же после одевания насадки на инструмент. Ощущение откровенного неудобства даже после одного полного сеанса занятий означает, что эта конкретная насадка либо вам не подходит вообще, либо не подходит данная конкретная модель.

Продолжение >>>

может быть интересно