Насадки для правой и левой руки – когда они нужны? (часть 2)

Автор: admin

Автор: Александра Грот

Часть 1 >>

Виды насадок

На правую руку существует один – самый распространённый и как правило большинству удобный вариант фирмы Thumbport, уже упоминающийся выше. Его стоит попробовать в первую очередь.

Если он не подойдёт (будет присутствовать ощущение явного неудобства или проблемы не будут решены), то можно попробовать другие варианты, в частности насадку для правой руки фирмы Bopep под названием “Thumb Guide”.

Для левой руки существует три основных варианта насадок. Самая распространённая, которую стоит пробовать в первую очередь – стандартная насадка фирмы Bopep под названием “Finger Rest”. Она подходит большинству флейтистов. Надо оговорится, что применение этой насадки становится невозможным, если на флейте присутствует опция дополнительного трельного клапана C#, так как насадка крепится именно в то место, где присутствует этот дополнительный клапан.

В случае присутствия трельного клапана, или в случае неудобства с этой насадкой, можно попробовать насадку на левую руку фирмы Thumbport под названием “Pinkie Port”. Эта насадка также подходит не для всех инструментов, так как предполагает стандартное расстояние между прикреплёнными друг к другу маленькими клапанами до. Если это расстояние чуть меньше – и насадка начинает мешать клапану “до” свободно двигаться – можно попробовать поставить её другой стороной (конечно при условии, что нет дополнительного трельного клапана C#).

Насадки для правой и левой руки - когда они нужны? (часть 2)

У фирмы Bopep Inc. есть ещё одна модель насадки для левой руки с выемкой посередине, которая продаётся под названием “Finger Saddle”. Фирма рекламирует её как насадку “для маленьких рук”. На моей практике к маленьким рукам насадка не имеет прямого отношения, но некоторым флейтистам с ней удобнее, чем с основной моделью. Если вам не подошли первые два варианта насадок для левой руки, то возможно этот вариант – для вас.


Как видите – подбор насадок дело очень индивидуальное. В идеале педагогу в классе хорошо иметь полный комплект всех вариантов насадок, чтобы дать их попробовать в нужный момент ученику. Выбрав совместно модель из всех возможных – ученик сможет заказать себе подходящую для постоянного пользования.

В заключении мне хотелось бы упомянуть о двух отрицательных нюансах по поводу использования насадок. Первый из них – насадки на левую руку фирмы Bopep способны слегка поцарапать поверхность инструмента. Этого впрочем легко избежать, если надевать их не непосредственно на тело инструмента, а через небольшой кусочек полиэтилена. Кусочек полиэтилена также позволит легче настроить насадку на правильное положение, так как насадка легче будет скользить на теле инструмента.
Второй момент – так как все насадки сделаны из пластика, они несколько “демфируют” естественный резонанс инструмента. В случае употребления обеих насадок – на правую и левую руку – этот эффект становится особенно заметен исполнителю. Как я уже говорила, в большинстве случаев, насадки нужны детям и подросткам для временной (несколько месяцев или чуть более) корректировки постановки. Лишь в случае особого строения рук – в случае употребления насадок профессионалами на большой сцене – стоит задуматься и взвесить все за и против постоянного использования. В случае употребления двух насадок вполне возможен, например, такой вариант, где насадки используются лишь во время личных занятий для улучшения эргономии и устранения болей/неудобства, а на сцене их можно будет снимать. В случае использования одной насадки эффект демфирования, впрочем, практически незаметен на слух.

может быть интересно