Жюль Массне (1842–1912)

Автор: admin

12 мая 1842 года родился Жюль Эмиль Фредерик Массне́  –  французский композитор, получивший известность благодаря своим операм, которых насчитывается более тридцати. Чаще других ставились две оперы – «Манон» и «Вертер».

Жюль Массне (12.05.1842 – 13.08.1912) – французский композитор.

Девяти лет поступил в Парижскую консерваторию, где его педагогом по композиции был А. Тома. В 1863 году получил Римскую премию за кантату “Давид Риццио”. В 1867 году в Париже была исполнена первая опера Массне “Двоюродная бабушка”. Уже его следующие оперные произведения “Дон Сезар де Басан” (пост. 1872) и особенно “Царь Лахорский” (пост. 1877) имели значительный успех на парижской сцене. Дирижеры Ж. Падлу и Э. Колонн включают в свои программы увертюры и сюиты Массне. В 1873 году была поставлена античная поэма Леконта де Лиля “Эринии” по Эсхилу; успеху этого произведения способствовала музыка Массне, куда входила знаменитая “Элегия”. Еще больший успех имела исполненная в том же году с Полиной Виардо-Гарсиа в заглавной роли оратория (“Священная драма”) Массне “Мария Магдалина” (в 1903 году поставлена в Ницце как опера).

В 1878 году Массне был избран членом Института Франции. В том же году его пригласили преподавать в Парижскую консерваторию. Среди его учеников – Альфред Брюно, П. Видаль, Р. Ан, К. Леру, Г. Шарпантье, Ф. Шмитт, Ш. Кёклен, Дж. Энеску и многие другие.

После Гуно Массне является самым популярным композитором французской лирической оперы. При жизни Массне пользовался во Франции большим авторитетом и уважением; премьеры его произведений были значительным музыкальным событием. Наиболее известными операми Массне являются “Манон” (пост. 1884, Париж), написанная по сюжету новеллы Прево, и “Вертер” по роману Гёте (пост. 1882, Вена). Эти оперы с их знаменитыми теноровыми ариями занимали почетное место и на русской сцене. Из других опер Массне выделяются “Иродиада” (пост. 1881, Брюссель), написанная по мотивам Гюстава Флобера, “Таис” по роману Анатоля Франса (пост. 1894, Париж), “Сафо” по пьесе Альфонса Доде (пост. 1897, Париж), “Наваррьянка” (пост. 1894, Лондон), “Жонглер богоматери” (пост. 1902, Монте-Карло).

Легко и быстро работая, Массне создавал мелодичные, искусно построенные произведения, рассчитанные на вкусы современного композитору слушателя. Его оперы очень выигрышны для вокалистов, отличаются изысканной инструментовкой. В них преобладает ариозно-декламационный вокальный стиль, большим мастером которого был Массне. Центральное место в операх композитора занимают женские образы в которых он как бы обощал черты своих французских современниц, недаром Массне называли “поэтом женской души”. Впечатление от опер Массне снижает некоторая их поверхностность, салонность, недостаточно глубокая обрисовка характеров персонажей. Эти черты особенно заметны в произведениях Массне последнего периода, как, например, в опере “Дон-Кихот”, которую не могло спасти даже блестящее исполнение Федора Шаляпина, создавшего величественный и трогательный образ испанского идальго. В своих операх Массне отдавал дань и вагнерианству (“Эсклармонда”) и веризму (“Наваррьянка”, “Сафо”). В свою очередь оперы Массне оказали некоторое влияние на молодого Клода Дебюсси, и на раннее творчество Пуччини. Среди сочинений Массне представляют также интерес колоритные симфонические сюиты, которые он называл сценами.

Интересные факты:

Массне родился в промышленном центре Франции, где постоянно были слышны шумы заводов. Благодаря этому обстоятельству, композитор очень чутко воспринял стимулы четкого, энергичного ритма и научился сосредотачиваться в шумной обстановке. Позже он вспоминал: «я родился при шуме тяжелых железных молотов. Мои первые шаги на пути музыки не сопровождались более мелодичным аккомпанементом».

Массне, вместо Пуччини, мог бы стать композитором «Богемы». Дело в том, что Массне был лично знаком с Анри Мюрже, автором «Сцен из жизни Богемы», и подумывал о написании оперы на этот сюжет. Единственным обстоятельством, помешавшим написанию сочинения, стал факт «чрезмерной натуральности восприятия» — личного знакомства с прототипами героев этого произведения (Шонаром и Мюзеттой).

Невольным сватом композитора оказался Ференц Лист, когда в 1864 поручил Массне обучать фортепианной игре молодую девушку Констанцию (Нинон) Орри де Сент-Мари. Чувства вспыхнули внезапно и со взаимной симпатией. Однако некоторое время они не могли пожениться из-за несогласия родителей невесты, опасавшихся за материальное благополучие Массне. В конце концов, свадьба состоялась 8 октября 1866 года в маленькой церкви Авона (около Фонтенбло).

После смерти Бизе и Делиба, за «пальму первенства» оперного искусства во Франции боролись Массне и Сен-Санс. Их отношения были более, чем прохладные. По этому поводу в то время был весьма популярен такой анекдот: «Одна дама спросила у Массне, каково его мнение о Сен-Сансе. — Безусловно, — ответил Массне, — он самый достойный и выдающийся среди нас. — Но, — продолжала дама, — Сен-Санс говорит о вас совсем иначе. — А разве вы не знаете, — невозмутимо отпарировал Массне, — что композиторы обычно говорят противоположное тому, что думают?»

Статьи о Массне:

Википедия

https://www.operanews.ru/12110402.html

https://www.belcanto.ru/massne.html

https://www.classic-music.ru/massne.html

послушать произведедния: https://music.yandex.ru/artist/8829

может быть интересно