Степанова И.В. «Музыка как константа русской литературы».

Автор: admin

Вышла в свет монография профессора Московской консерватории Ирины Степановой «Музыка как константа русской литературы. Александр Куприн»

Автор монографии – Ирина Владимировна Степанова – доктор искусствоведения, профессор Московской государственной консерватории имени П.И. Чайковского, автор серьезных исследований в области взаимодействия слова и музыки, в этом году выпустила свое новое исследование, посвященное проявлениям музыкальности в русской литературе.

Эту книгу хочется читать медленно, вдумчиво, бережно, вслушиваясь в каждую мысль автора, также, как сам автор относится к творчеству своего героя – Александру Куприну. Проштудировав все произведения писателя, «все, без пропусков, с карандашом в руках», исследователю удалось вжиться в мир образов и чувств Куприна, проникнуться музыкальностью его лексики и образов. Фундаментальность труда И.В. Степановой проявлена в постановке поистине грандиозной исследовательской задачи «представить всю русскую классику в виде единого текста», в эпицентре которой «в качестве некой провокационной фигуры» выступает творчество А. Куприна. При этом лейттемой всей монографии стала музыка – как «метатема, знаменательная парадигма русской культуры».

В монографии убедительно показано как многогранны в русской литературе и в творчестве Куприна, в частности, проявления музыкального: в разных литературных жанрах, вокальном и инструментальном исполнении, анализе принципов формообразования, характеристике форм бытования (музыка бала), омузыкаленной речи и даже, столь неожиданного для русской литературной классики, как виртуальная музыка, звуки индустриального мира, музыка тишины…

Глубокое и вдумчивое прочтение прозы Куприна, что прослеживается в анализе мельчайших деталей, позволяет исследователю вскрыть и глубину авторской концепции, и музыкальность литературного языка писателя.

В работе очевиден широчайший культурный контекст: здесь представлена вся русская литература, вызывающая многообразные отсылки и ассоциации, причем, к разным культурно-историческим эпохам и традициям.

И.В. Степанова выстраивает свою методологию исследования, анализируя творчество Куприна как единый текст, представляя его историю жизни в музыке, свойственную для него музыкальную лексику. В результате, в монографии рождается осознание «купринской симфонии мира».

Новым в этой книге является не только методология, но и прочтение, интерпретация отдельных произведений Куприна, причем, заметим, осуществленная не филологом, а историком музыки, и раскрыты новые грани литературных опусов виртуозно. Например, впечатляют страницы, посвященные трактовке повести «Загадки Соломона», специфику которой мы намеренно раскрывать не будем, дабы побудить читателей обратиться к этому увлекательному труду.

Автор заканчивает свою книгу послесловием: «В слаженном хоре современников Куприн имеет свой собственный, хорошо различаемый голос. Полнокровный и чистый». И ровно такими же словами хочется сказать и о самой монографии, написанной глубоко компетентным ученым, обладающим ярким литературным дарованием и живым, эмоциональным стилем изложения.

Для уточнения списка магазинов, где можно приобрести книгу в поисковой строке интернета набирать: Степанова И.В. «Музыка как константа русской литературы».

может быть интересно