5 минут, которые заставят вас полюбить флейту

Автор: admin

Это инструмент, основанный на самом фундаментальном признаке жизни: дыхании. 

Послушайте лучшую музыку, когда-либо написанную для флейты: Потрясающе интересная подборка исполнителей и комментарий от музыкантов, которая была сделана редакцией NYTimes

Флейта — один из старейших способов воспроизведения красивого звука, основанный на самом фундаментальном признаке жизни: дыхании. Сделанные из костей, дерева или тростника, самые ранние образцы датируются эпохой палеолита. Флейта часто ассоциируется с вещами элегическими, поэтическими, ангельскими — с чистотой — но также и с миром магии; в мифологии Орфей соблазняет подземный мир игрой на флейте. В этом отрывке из оперы Глюка «Орфей» флейта чрезвычайно чувственна и своим лирическим парением переносит нас от земных наслаждений к небесным.

Emmanuel Pahud – Dance of the blessed spirits – C. W. Gluck

Иоганн Иоахим Кванц был немецким флейтистом и мастером по производству флейт, написавшим сотни сонат и концертов для этого инструмента. Каждый раз, когда он что-то писал, Фридрих Великий, его ученик, платил ему за каждый концерт высокую сумму, эквивалентную цене коровы. Он умер очень богатым. Это третья часть Концерта соль мажор Кванца, пьесы, которую я выучил, когда был ребенком.

Concerto for Flute and Orchestra in G Major: III. Allegro vivace · James Galway · Johann Joachim Quantz · Württembergisches Kammerorchester Heilbronn · Jörg Faerber

Двадцать с лишним лет назад я познакомился с протеже известного флейтиста Джеймса Голуэя. Молодой выскочкой был Андреа Гриминелли, который пригласил меня участвовать в концерте — авантюрном союзе серьезного классического солиста и шумного, непочтительного рок-музыканта. Я написал, и мы записали дуэт «Плач Гриминелли». Мы до сих пор его исполняем, и Андреа часто исполняет прекрасную пьесу, написанную его другим приятелем, Эннио Морриконе: «Габриэля гобоя», тему из фильма «Миссия». В этой мелодии Андреа сочетает свои безупречные нюансы и технику с чувствительностью, которой не хватает многим классическим исполнителям.

Morricone – Andrea Griminelli plays Morricone’s Gabriel’s Oboe The Mission

Дай Фуджикура, автор этого навязчивого монолога для басовой флейты, сравнивает его со «шлейфом холодного воздуха, который бесшумно плывет между пиками очень ледяного ландшафта, медленно, но режущий, как нож». Послушайте, как Клэр Чейз наложила заклинание со звуками, которые, кажется, принадлежат к другой геологической эпохе, как порывы ветра, обстреливающие вход в пещеру. Некоторые ноты распадаются на две части или растворяются в воздухе, а то тут, то там можно услышать призрак человеческого голоса, проходящего через инструмент.

Dai Fujikura: Glacier, for bass flute (International Contemporary Ensemble)

Хьюберт Лоуз наиболее известен как джазовый флейтист, но он получил классическое образование в Джульярдской школе и уже давно включает в свой репертуар интерпретации классической музыки. Эта радостная аранжировка Баха из его альбома 1971 года «Весна священная» отлично подходит для людей, которые любят джаз, но не слишком увлекаются классикой. Послушайте красивую и оригинальную каденцию в начале, после которой вы узнаете Баха, иногда в джазовом ключе, иногда более прямолинейно. (А если у вас есть еще девять минут, посмотрите его навязчивую, а затем парящую версию «Болеро» Равеля, которая начинается с редкого пассажа басовой флейты и заканчивается блаженным фортепианным соло Чика Кориа.)

Brandenburg concerto #3 2do, mov – HUBERT LAWS, flute (альбом 1971 г – RITE OF SPRING)

Концерты для флейты К.Ф.Э. Баха датируются периодом его пребывания при дворе Фридриха Великого, который также был флейтистом, и являются блестящим представлением движения «Буря и натиск» 18-го века, которое стремилось усилить эмоциональное воздействие искусства. В заключительной части Концерта ре минор оркестр яростно набирает обороты, создавая сцену на пять минут безжалостной виртуозности флейты, часто прерываемой драматическими паузами и поразительными гармоническими поворотами. Когда я ее исполняю, мне нравится наблюдать за изумлением публики; он вызывает бурю, в отличие от любого другого концерта для флейты.

Flute Concerto in D Minor, Wq 22, H. 425: III. Allegro di molto. Emmanuel Pahud, flute. Trevor Pinnock conducting Kammerakademie Potsdam (Warner Classics)

Фортепиано, мой инструмент, было усовершенствовано в 19 веке; следовательно, современным композиторам может быть сложно изобрести его заново. Иначе обстоит дело с флейтой, которая не всегда широко использовалась как сольный инструмент. В своих пяти этюдах 1974 года Исанг Юн расширил возможности флейты, черпая вдохновение как из современных западных подходов, так и из традиционной корейской музыки, включая древние инструменты, такие как пири и тэгым.

Isang Yun, Etude No.5 Allegretto. Flute: Yubeen Kim

Лучше всего поверить на слово композитору и дирижеру Пьеру Булезу: «Флейта фавна вдохнула новое дыхание в музыкальное искусство; ниспровергалось не столько искусство развития, сколько само понятие формы». Если “Prélude à l’Après-midi d’un Faune” Дебюсси действительно представляет собой начало музыкальной современности, то какое начало: извилистое, стройное, чувственное. Флейта выходит на первый план в музыке, которая очаровывает своими приливами и отливами, заставляет снова и снова влюбляться в оркестр и флейту.

Debussy’s “Prélude à l’Après-midi d’un Faune” Joshua Smith, flute; Pierre Boulez conducting Cleveland Orchestra (Deutsche Grammophon)

Меня часто привлекает замечательная теплота нижнего регистра флейты — например, начало «Прелюдии к апрелю-миди фавна» Дебюсси — и особенно я люблю басовую флейту. «Pessoa» Маркоса Балтера для шести из них демонстрирует этот инструмент необычным и красивым способом: он переплетает качество вздоха с вокализацией и изгибающимися нотами, трепетанием горла и щелчками клавиш, которые смещаются в стереоэффекте, а несколько нот накладываются друг на друга, создавая резонансные подушечки звука.

Marcos Balter: Pessoa. Performed by Claire Chase of the International Contemporary Ensemble.

Независимо от стиля музыки или культурного контекста, в котором она поется, меня больше всего волнует способность флейты пронзать сердце. «Цена всего» из «Сюиты для Фриды Кало» — одна из моих любимых работ феноменального Джеймса Ньютона. Он известен как джазовый флейтист, но, как и многие творческие музыканты, также ведет активную карьеру сочинения музыки для оркестров и классических ансамблей. В этом произведении он поет своим огромным звуком в верхнем регистре с легкостью и изяществом. В наше смутное время его блестящая игра и название пьесы напоминают нам о том, что действительно важно: искать человечность друг в друге.

The Price of Everything · James Newton Ensemble Suite for Frida Kahlo

Только что окончив колледж со степенью по игре на флейте и поступив в аспирантуру по истории музыки, я впервые услышал сякухати на домашнем концерте и понял, что должен стремиться к этому проникающему звуку. Но когда я попытался сыграть в тот день, я не смог издать ни звука. Я одолжил сякухати, нашел своего первого учителя и посвятил последние четыре десятилетия его изучению, исполнению и обучению. Это строгая традиция, удивительно совместимая с западной классической музыкой. Формирующей для меня записью стало исполнение Кохачиро Мията «Honshirabe». Это привело меня к пониманию, что музыка — это не только звук, но и тишина.

Honshirabe MIYATA KOHACHIRO

Эти волнующие четыре минуты привлекли меня к этой маленькой металлической трубке, когда мне было 13 лет, и они держат меня на крючке по сей день. То ноющая, то манящая, то завывающая сиреной, то разрывающаяся лиричностью, это музыка, которая захватывает слушателя и не хочет отпускать. Нет такой пьесы для флейты соло. «Плотность 21,5» раскрыла возможности растворения жанров для инструмента и его репертуара, вдохновив на выступления титанов авангардного джаза и классической музыки; Исполнение Харви Соллбергера 1975 года до сих пор потрясает меня своей честностью, жестокостью и изяществом.

Varèse’s “Density 21.5” Harvey Sollberger

Вы можете составить список основных моментов флейты, опираясь исключительно на «Density 2036» Клэр Чейз, ее удивительный проект по вводу новых сольных программ каждый из 23 лет, предшествующих столетнему юбилею «Density 21.5» Вареза. Эти премьеры уже предложили энциклопедическое видение инструмента — иногда даже в рамках одного произведения, как «Пан» Маркоса Балтера. Это миф, рассказанный через музыку, но это также тур по семейству флейт (включая свирели, конечно) и возможности исполнения в полный рост, ведущий к финальному «монологу»: финалу, одновременно болтливому, клаустрофобному и мрачно-чувственному…

Marcos Balter’s “Pan” Claire Chase (Corbett vs. Dempsey)

Одно из самых сочных флейтовых соло в репертуаре на самом деле изображает создание первой флейты. Ближе к концу балета «Дафнис и Хлоя» Дафнис притворяется богом Паном, который превратил тростник в дудки — дудочки! — музыкально оплакивать потерю нимфы, которую он преследовал. Но в знойной партитуре Равеля песня, которая возникает, по крайней мере, столь же соблазнительна, сколь и меланхолична. И даже игривый: Этот Пан не может не танцевать.

EMMANUEL PAHUD | Flute solo from “Daphnis et Chloé” by Ravel

Является ли флейта нашим самым древним инструментом после голоса и барабана? Дуновение через полую трубку создает тембр, проникающий глубоко в нашу душу. Наша современная флейта может все: быстрые повторяющиеся ноты, огромные прыжки, динамика от шепота до крика. Но даже самый мягкий звук делает флейту неотразимой. В 1995 году великий японский композитор Тору Такемицу написал свой изысканный «Воздух» для флейты соло. Вы слышите каждый цвет инструмента: интимный, как колыбельная, в низком регистре, эфирный, как ветер в высоком.

Tōru Takemitsu: Air (1995) Robert Aitken, flauto.

«Composition 23C» Энтони Брэкстона предлагает незабываемую смесь музыкальных языков. Если сначала взаимное появление трубы и баса предполагает джазовую комбинацию, их мелодическое партнерство с флейтой мистера Брэкстона показывает хитроумное неверное направление. Проходя устойчивые повторения и постепенно разворачивая мотивы в синхронном темпе, группа, с дополнительным преимуществом некоторой импровизированной перкуссии, играет блеск на минимализме. Это была эстетика, к которой мистер Брэкстон имел ранний доступ, когда когда-то был членом ансамбля Филипа Гласса. Но бойкая лаконичность его подхода к стилю сама по себе является уникальным, радостным опытом.

Anthony Braxton’s “Composition 23C”. Anthony Braxton; Kenny Wheeler, trumpet; Dave Holland, bass; Jerome Cooper, percussion (Arista)

В 1943 году, когда бушевала Вторая мировая война, Прокофьев сделал перерыв в своей дерзкой музыке к фильму «Иван Грозный» и написал свою Сонату для флейты и фортепиано в ре-мажоре. На первый взгляд эта пьеса может показаться гениальной. Но уже в первой части, после плавной, лирической главной темы, музыка проходит через эпизоды темных, блуждающих гармоний и тревожных поворотов. Вскоре после премьеры скрипач Давид Ойстрах убедил Прокофьева переделать пьесу для своего инструмента. Но мне больше нравится, как яркие, пронзительные тона флейты в оригинальной версии выделяются и даже перекликаются с фортепиано.

S. Prokofiev: Sonata for flute and piano op. 94 – Emmanuel Pahud (recording 1992)

Я встретил Карлхайнца Штокхаузена в консерватории в Гааге в ноябре 1982 года, когда он давал концерты и мастер-классы. В течение этого месяца я исполнил несколько его произведений. Через неделю после его отъезда мне позвонили и спросили, не хочу ли я приехать в Кюртен, Германия. Штокхаузен хотел написать для меня музыку для флейты, так родился «Kathinkas Gesang», второй акт оперы «Суббота из света». После этого он посвятил мне много произведений для флейты. Один из них — «Тинки» (его прозвище для меня), подарок на день рождения в 1997 году.

Stockhausen’s “Thinki”. Kathinka Pasveer (Stockhausen Foundation for Music)

может быть интересно