Автор: Тимур Бондаренко
Здравствуйте, дорогие участники форума!
Думаю,что многих из вас заинтересует тема ”Мастеркласс в Европе” Я учавствовал в одном из таких мастерклассов и хочу поделиться своими впечатлениями.
Проходил он с 27 февраля по 4 марта в Карлсруэ,проводила его Renate Greiss-Armin.Каждому участнику полагалось 3часа индивидуальных занятий с Ренатой и 3часа с её ассистентом,Матиасом Аллином,а также отдельные репетиции с концертмейстером.Впечатления очень хорошие.Кроме своих занятий я много извлёк пользы из занятий других участников.Занятия начинались с 9 утра,сразу после завтрака и проходили весь день,с небольшими перерывами на еду.Каждый день вывешивали расписание с точным временем и программой участников,поэтому выбор кого послушать был большой.Состав участников-очень интернациональный.Были флейтисты и флейтистки из Японии,Кореи,Финляндии,Аргентины,Мексики,Бразилии и,конечно,Германии.К сожалению,только 2 участника(включая меня)из России.Матиас мне сказал,что из России пришло 10! заявок на участие и пошутил,что лучше им самим с Ренатой приехать в Россию и дать мастеркласс,чем принимать у себя такое количество российских флейтистов.
Уровень участников -разный. Но,независимо от уровня,интересно было слушать всех,так как педагоги затрагивали совсем разные аспекты игры.С кем-то больше занимались звуком,с кем-то больше фразировкой и т.д.Меня поразила их тонкая,детализированная работа над произведением.Мне кажется,девиз европейских педагогов -прежде всего качество,а не количество.В наших учебных заведениях требования иногда,к сожалению, заставляют делать всё наоборот.Сама Рената находится в хорошой исполнительской форме и у неё есть чему поучится.Правда немножко ощущается прессинг,но я думаю,что он больше приносит пользы,чем вреда,хотя,может быть,ещё лучше приподносить такую же хорошую школу без малейшего нажима на ученика.
Кроме индивидуальных занятий у нас были 2групповые встречи-“посиделки”.Мы собирались в кружок и говорили главным образом о звуке и мне очень понравились её рассуждения.На первой такой встрече она нас спросила:какие мелодии из флейтовой сольной или оркестровой литературы мы можем привести в пример как наилучшие для выработки гибкого амбушура,мелодии,без которых трудно обрести свододный и большой звук.Все начали думать и называть свои примеры,кто-то привёл в пример соло из “Дафнис и Хлоя”Равеля.Она сказала,что это соло очень трудное и,что самый лучший пример из Равеля-“Болеро”,а потом спросила:почему?Все стали думать и не знали,что сказать.Она сказала своё мнение и оно мне очень понравилось.Она считает,что “Болеро” не требует каких-то невероятных,огромных эмоциональных задач и что очень часто именно эмоции мешают нам обрести лёгкий и свободный звук.Ведь есть произведения,которые требуют очень сильной экспрессии и это порой очень часто мешает контролировать звук,не делать лишних движений плечами,головой,руками,и всё это может стать причиной зажатости.Она попросила нас сыграть всем вместе “Болеро” абсолютно не думая об эмоциональных задачах,спокойно, мягко прислонившись спиной к спинке стула.После этого я сразу почувствовал лёгкость и свободу в звуке.
Кроме этого мы делали упражнения в виде игры.Например:одно из них заключалось в том,что мы,образовав круг должны были быстро по цепочке выкрикивать громко “ха”.И так по принципу “домино” крутилась цепочка.При этом она просила нас следить,как работают наши диафрагмы.Потом каждый, выбрав себе пару,должен был по очереди перекрикивать своего партнёра тем же”ха”.Каждый старался перекричать друг друга.Всё это сопровождалось шутками и остротами!Так что было очень весело!Коллектив был дружный и сплочённый.После ухода педагогов была тусовка,на которой мы читали с листа всякие ансамбли,так что скучать не пришлось.Жаль,конечно,что не было сольного концерта Ренаты, хотелось бы всё-таки отдельно её послушать.