Культура игры по нотам

Автор: admin

По следам летней школы в Тарусе 2014

Автор: Александра Грот

В нашей стране исторически сложилась хорошая традиция, что духовики – по примеру пианистов и скрипачей – выступают на сцене, играя наизусть. В европейских странах большинство духовиков – как в детском, так и в студенческом и взрослом возрасте – выступают, играя по нотам. Игра наизусть у европейских духовиков, конечно, применяется, но является скорее исключением, чем правилом. В России же наоборот: игра по нотам является большим исключением. И у того, и у другого подхода, я считаю, есть свои минусы и плюсы. Но в этой заметке пойдёт речь не только о сценической ситуации, но и вообще об отношении к игре по нотам.

Плюсы игры наизусть на сцене, конечно, очевидны: появляется свобода мышления, во время исполнения наизусть эмоции, образы проявляются более гибко и ярко, исполнение зачастую получается более интересным. Выучивание произведения наизусть укрупняет мышление – исполнителю намного легче мыслить уже не тактами и фразами, а целыми логичными кусками. Но бывают моменты, когда гораздо удобнее, или даже необходимо, играть по нотам – в камерной музыке, в оркестре, да и в других случаях, когда игра по нотам будет означать лучший исполнительский результат.
Игра по нотам в нашей стране как-то заклеймена позором – играть по нотам как будто внутренне стыдно, большинство стремятся как можно быстрее выучить пьесу наизусть и всем это продемонстрировать… “Я, что, инвалид какой-то – не могу выучить наизусть три страницы?! Да я за две недели пьесу уже почти наизусть играю, делов-то…” 

Но погодите….

  • Игра по нотам дома в течении достаточно длительного времени учит внимательному отношению к тексту, а значит к композитору, так как этот текст – со всеми штрихами, нюансами, авторскими обозначениями темпов и характера – постоянно находится перед глазами. Спешка тут ни к чему.
  • Игра по нотам учит соблюдать карандашные пометки, которые проставлены дополнительно – либо самостоятельно, либо педагогом по мере изучения произведения.
  • Игра по нотам учит эти карандашные пометки для себя проставлять и их понимать. Умению – проставлять понятные карандашные пометки – важно учиться уже в подростковом, а позже и в студенческом возрасте, так как ансамблевая игра всегда предполагает игру по нотам и такие пометки для себя, к примеру в камерной музыке, облегчат вам повторение этой пьесы позже в другом составе. Пойду ещё дальше в этом рассуждении – умение проставлять понятные карандашные пометки – является одним из базовых профессиональных умений оркестранта, так как оркестровая партия, как правило, используется не только тем флейтистом, который эти карандашные пометки проставил, но и его коллегой по пюпитру, а также зачастую и следующими поколениями.

Из всего этого следует очевидный вывод, что не следует учить пьесу наизусть слишком рано. Оптимальным будет дождаться момента, когда все детальные замечания педагога им сказаны, а самое главное – вами выполнены. То есть – нюансы, штрихи, темпы, не говоря уже о ритме и правильных нотах! – совершенно точно, каждый раз получаются у вас во время игры по нотам. Вот это хороший момент, чтобы начать учить пьесу наизусть. В противном случае слишком раннее выучивание пьесы наизусть часто может привести к довольно ощутимой “отсебятине”, от которой впоследствии очень трудно избавиться.

Вам также следует без стыда и смущения принять тот факт, что время от времени вам будут попадаться такие произведения, которые для вас лично по определённой причине будет лучше исполнить по нотам. Ведь для слушателя важен слуховой результат, а не наличие или отсутствие пюпитра перед исполнителем. То есть, если в отсутствии нот у вас плохо или неточно получается донести мысль композитора, из-за того, что вы, скажем, начинаете излишне волноваться – лучше играть по нотам. И наоборот. Приведу личный пример: однажды на первом туре одного международного конкурса я приняла решение играть фантазию Телемана по нотам, так как без нот я ощутимо загоняла темп быстрых частей, а ноты вынуждали меня их читать и не так разгонятся. В то же время я совершенно не в состоянии играть технически сложные произведения по нотам – чтение по нотам быстрых пассажей вызывает у меня хаос в голове и пальцы начинают плохо слушаться. Такие ощущения у каждого индивидуальны, нужно себя изучать. 

И последнее: игра по нотам предполагает умение их подготовить для концертного исполнения. Это значит – позаботиться об удобных переворотах и о том насколько эстетично они будут выглядеть со сцены. Вот этого умения нашим детям в особенности не хватает. Но в этом их сложно винить, так как в нашей стране практика игры по оригиналам и хорошим изданиям практически отсутствует, а тем не менее именно игра по оригиналу – это тоже неотъемлемая часть воспитания культуры исполнителя.

Вот тут мы и подходим в полной мере к названию этой статьи – “культура игры по нотам”.  
Зачем же нужен оригинал, скажете Вы, когда можно играть по ксероксу? Его и достать сложно… Да и сколько нужны эти ноты-то, совсем чуть-чуть, а потом ведь сразу ребёнок наизусть играет… Я постараюсь ниже привести важные аргументы, которые, я надеюсь, уже с этого учебного года смотивируют родителей на поиски путей приобретения оригинальных нот, когда это только возможно.

Итак:

  • оригиналы нот воспитывают ответственность и аккуратное к ним отношение с самого детства. Ими дорожишь – стараешься не потерять, не замазать вареньем и не облить чаем. Листочки ксерокса можно ещё десять раз отксерить заново, их можно потерять – это не страшно. Но таким образом теряются и замечания педагога, и зачастую собственное внимательное отношение к нотному тексту, а значит и к композитору…
  • оригиналы нот красивы не менее самого произведения. В каждое хорошее издание вложен немалый труд – редактора, издателя. Когда вы открываете ноты оригинального издания – читаете предисловие, титульный лист, возможно видите факсимиле автографа композитора – вы, как исполнитель, понимаете, что вы не одни, а находитесь на конце важной культурной цепочки и на вас лежит ответственность расшифровать и принять во внимание работу, проведённую до вас – композитором, редактором, издателем. Листочки же ксерокса нот безлики и визуально не отличаются от любой другой офисной бумаги, которую вы видите каждый день.
  • оригиналы нот изданы как правило таким образом, что уже по виду нот часто можно определить в каком стиле написано произведение. Издательства, специализирующиеся на хорошем издании барочных нот – к примеру Henle, Bärenreiter – выглядят визуально совершенно иначе, чем издания, например, французской музыки. Беря в руки оригинал хорошего издания, юный исполнитель, назаметно для себя, учится различать стили и эпохи. Листочки же ксерокса все выглядят одинаково – там напечатаны просто верные ноты в “нужном” количестве.
  • играть по оригиналу приятно, а значит исполнитель с большим удовольствием более долгое время проведёт над аккуратной расшифровкой авторского текста.
  • оригиналы нот изданы в удобном формате. Очень часто этот формат больше, чем стандартный лист A4.
  • оригиналы нот часто изданы не на совершенно белой бумаге. Шрифт и оттенок бумаги часто подобраны хорошим издателем так, чтобы в каждом конкретном случае облегчить читабельность нотного материала. Этот пункт, и пункт выше – черезвычайно важен для глаз и их здоровья.
  • более лёгкая читабельность оригинальных нот (см. оба пункта выше) благоприятно сказывается на постановке корпуса. Сколько вытянутых шей у флейтистов можно было бы избежать, если бы они с детства видели бы качественные, хорошо читаемые, тексты оригиналов.
  • при необходимости играть по нотам, на сцене под ярким освещением софитов читать оригинал намного приятнее, чем ксерокс. Это часто означает лучшее качество исполнения.
  • оригиналы нот, которые накапливаются с годами у вас на полке – это ваш личный архив. Это история вашего музыкального развития. Ноты можно открыть спустя много лет и вспомнить как вы это играли – ведь многое у исполнителя проходит через визуальную память. Пометки в нотах позволят вам быстро восстановить произведение. Ксероксные листочки, даже в склеенном виде не хранятся так долго, как оригиналы и имеют обыкновение теряться и расклеиваться

Мне бы хотелось всеми этими доводами совершить маленькую революцию и сдвинуть наше сознание в сторону приобретения качественных оригиналов нот, когда только это возможно. Приобретение оригинал нот до начала освоения произведения – это более, чем стоящая инвестиция! Не нужно жалеть на это денег и возможностей. Это воспитывает ответственность, культуру, прививает уважение к работе других людей, а по прошествии времени – даёт ощущение гордости от завоёванного в музыке.
Так что давайте же начнём с большим удовольствием играть по нотам, господа! Уверяю вас, что это вполне почётно и даже требует не меньших усилий, чем игра наизусть!


Заказать ноты можно, например, здесь: http://www.zerluth.de/index.php?section=advancedsearch&Warengruppe=Fl%F6te  
Обсуждение темы на форуме: http://forum.myflute.ru/topic25558.html

может быть интересно