Своими впечатлениями поделилась соорганизатор БФД, а также член жюри завершившегося Международного конкурса-фестиваля им. Гнесиных (2017) – Вязовская З.В.
Завершился конкурс имени Гнесиных, и вместе с ним закончились мои несуществующие новогодние каникулы.
Не могу не написать). Потому что на конкурсную систему я глядела много лет и со всех возможных углов. И как проигравший, и как победитель, и как организатор, и как педагог, и как председатель, и как член жюри.
Что такое конкурс?
Конкурс это когда дети приезжают с разных уголков страны и выходят на сцену с мыслью “я не должен облажаться”, “мне нужно сыграть без ошибок а то препод убьет”, “какие у них злобные лица” или “губы, почему я их не чувствую!”.
Конкурс это когда четыре человека разных возрастных категорий и статусов должны отслушать 70 человек разных возрастных категорий и статусов, и прийти к единому решению.
Конкурс это когда юные флейтисты приходят на собственное исполнение и уходят сразу после него, потому что считают, что все интересное закончилось.
Конкурс это когда несравнимое и неоднозначное сравнивается по баллам.
Конкурс это когда абсурд. Это когда выйти и сыграть дороже чем послушать и впитать. Это когда чисто важнее чем хорошо. Когда непонятно почему ты, а почему не ты. Когда кажется что заговор везде, и это так.
Зачем лезть в мясорубку?
Конкурс имеет смысл если:
– Слушать. Впитывать опыт.
– Смотреть обстановку. Учиться на чужих ошибках.
– Общаться. С коллегами, с педагогами, делиться опытом.
– Учиться самообладанию и использовать конкурс как действенный тренажер.
Вот краткая сводка музыкально-грамматических параметров, которые помогают пройти в финал юношеского конкурса флейтистов:
1) Звук. Резонантный, не пережатый, сфокусированный.
2) Вибрато. Способность контролировать его скорость, амплитуду, исключать его полностью или добавлять по мере необходимости. Абсолютный контроль над воздушным потоком.
3) Строй. Умение контролировать строй повсеместно и с большой кропотливостью. Окончания фраз, верхний регистр, филировка и т. д. Удивительно небрежное отношение к интонации – неприятная характерная черта флейтистов. Скрипачей за такое не прощают, уже с пелёнок.
4) Дыхание. Громкое дыхание зажатым горлом – грех который трудно исправить. Но если не взяться, придется все время мириться с заниженными баллами.
5) Программа, выбранная с умом. Ни в коем случае не на пределе возможностей.
В наше время судьи конкурсов, как в России так и за рубежом, уделяют меньшее внимание скорпулезному слежению за чистотой исполнения. Часто можно заметить призеров, которые допускали мелкие ошибки по мере исполнения, валяли пассажи или срывали неудобные ноты.
Но если при этом видно, что помимо нот они контролируют все вышеперечисленные аспекты, плюс к тому выдают интересное музыкальное содержание – такая работа оценивается в разы дороже, чем соответствие нотному тексту без учета основных параметров владения нашим инструментом.
Пробиться сквозь систему сложно. Поэтому единственным возможным использованием конкурсной схемы в собственных целях (помимо получения формальных грамот)может быть только путь взаимообмена, вслушивания, впитывания и слежения за тенденциями.
Тем ребятам, которые появились затем на мастер-классах отдельное спасибо. За то, что дали почувствовать реальный объем вашего таланта, а не только сжатую демо-версию.
Музыка, как и любое искусство, не может быть оценена объективно.
Музыка это язык. Да, для того чтобы доносить нам смысл сказанного, нужно обучиться грамматике. Да, яркая речь требует особых умений.Постановки голоса, отработки артикуляции, интонации, динамики.
Но то, что следует после – дело вкуса. Так что вся идея соревнования изначально – фикция. Она есть лишь для того, чтобы объединяться и взаимодействовать.
Желаю всем детям удачи и вдохновения, а их учителям и родителям – терпения, здоровья и много сил:)