Анри Руссо, место локации: Нью-Йоркский музей современного искусства
Одно из самых известных произведений А. Руссо — «Сновидение» — написано в 1910 году. Художник, который, как большинство робких людей, часто опасался, что его неверно поймут, снабдил его аннотацией. В ней говорилось: «Ядвиге снится волшебный сон. Она спокойно уснула под звуки флейты неизвестного соблазнителя. Когда месяц отбрасывает свет на цветы и зеленые деревья, звери, и даже хищники, замирают, прислушиваясь к чудесным звукам музыки».
Говорят, история картины связана с одной из возлюбленных мастера, которую звали Ядвига. Но, скорее всего, Руссо просто любил это имя. ))
«Сон» воспроизводит пространство сновидения, причем это именно пространство – потрясающее богатство палитры позволило художнику создать трехмерность. Новаторским сюжетным открытием стал перенос спящей девушки в мир ее сновидения. То есть перенесена не Ядвига – персонаж сна, а сама Ядвига, смотрящая сон. Подзаголовком картины можно бы сделать «Так зарождался сюрреализм». Ирония в том, что столь необычным образом Таможенник выразил свое пристрастие к академической, салонной живописи. Есть ли что-то более типичное для этого направления, чем обнаженная девушка, возлежащая на диване? В трактовке Руссо этот сюжет банальным точно не назовешь!
С технической и колористической стороны картина безупречна – множество оттенков зелени (здесь использовано более 20 зеленых тонов), создающих ощущение глубины, яркие вплетения экзотических цветов, спелые плоды. Тропическое буйство цветов, плодов, зелени создает аллюзию рая. Множество животных и птиц, темнокожий музыкант, про которого нам художник разъяснил, что он – искуситель. Но в этом сновидении речь не пойдет ни об опасности, ни об изгнании, сон явно и очевидно сладостен, воистину райский сон.
В отличие от множества других работ Руссо, которые встречали насмешками и публика, и коллеги, выставленный на 26-м Салоне Независимых «Сон» сразу же привлек восхищенное внимание. Поэт Гийом Аполлинер написал об экспозиции статью, отметив, что уж теперь-то над Таможенником вряд ли кто осмелится смеяться – и публика, и художники признали картину шедевром. А основоположник сюрреализма в литературе Андре Бретон утверждал, что эта картина «впитала в себя всю поэзию и все тайны нашего времени».
Интересный анализ картины предложен с точки зрения психоаналитики: «Сон» Анри Руссо: о чем эта картина?
Анри Жюльен Феликс Руссо родился в старинном французском городке Левале, в семье жестянщика. Во время учебы в лицее он интересовался по преимуществу поэзией и музыкой, а после окончания лицея прослужил несколько лет в армии, где был кларнетистом полкового оркестра. В конце 1860-х годов будущий художник обосновывается в Париже и вскоре получает место служащего таможни. Именно с прозвищем «Таможенник» он и войдет впоследствии в историю современного искусства. Самые ранние из сохранившихся его картин относятся к началу 1880-х годов; в это же время он начинает копировать в Лувре полотна старых мастеров (среди них — произведения Карпаччо, а также итальянские и нидерландские «примитивы»). В 1890-х годах Руссо уходит на пенсию и посвящает себя живописному творчеству. Но на жизнь он зарабатывает уроками музыки — покупателей на его картины в те годы не находится. Первыми, кто оценили его искусство, были известный поэт и драматург А. Жарри и живописец П. Синьяк. Позже он сближается с Г. Аполлинером, П. Пикассо и другими художниками-авангардистами.
В 1908 году в мастерской Пикассо в Бато-Лавуар, знаменитом впоследствии общежитии парижской богемы, в честь Руссо был устроен банкет. Поэты читали посвященные ему стихи, а сам он играл на скрипке… Спустя два года Руссо умер в больнице для бедных от незаживавшей язвы на ноге — последствия его полуголодного существования.