Анри Руссо
Музей Орсе, Париж
Это была первая работа художника, показанная в Лувре.
«Заклинательница змей» написана по заказу Эли Делоне, матери художника Робера Делоне. Роль Робера в судьбе Анри Руссо трудно переоценить. Именно он вывел Таможенника (Прозвище Анри Руссо) в «большой мир», с его легкой руки о Руссо заговорили.
Руссо не владел техникой создания линейной перспективы, но, виртуозно работая цветом, достигал эффектов отдаления и приближения. В центре изображения – черная фигура укротительницы. Фигура черноволосой женщины, заклинательницы змей, напоминает древнее мистическое божество. Черные змеи, завороженные волшебными звуками её дудочки, выползают отовсюду, причем если с первого взгляда на картину они едва заметны, то, присмотревшись, их оказывается все больше и больше. Их движение на картине ощущается почти физически. Варьирование глубины черного (Гоген восхищался тем, как великолепно Руссо оперирует черным цветом) придает фигуре заклинательницы магнетизм, она завораживает и притягивает взгляд, зритель словно проваливается в этот черный центр картины. Обвившая тело заклинательницы змея кажется ее продолжением, словно они созданы из одного вещества. Светлеющее небо на заднем фоне создает ощущение удаленности. Розовый фламинго рядом с женщиной – из категории любимых объектов художника. Единственное светлое пятно — это глаза заклинательницы, обладающие огромной притягательной силой. Река, освещенная полной луной, густая завеса зеленых растений, экзотическая розовая птица, сияющие ярко-желтые цветы — вся эта сцена излучает покой и умиротворение.
На передний план выходят солнечно-зеленые неведомые растения с крупными длинными листьями. Когда Руссо писал деревья, цветы, то иной раз использовал более 20 оттенков зеленого в одной картине. Голубой (справа) и красный (вверху) сполохи разбавляют это царство зелени.
Это один из первых опытов создания Таможенником сновидческого пространства, по сути, предтеча сюрреализма.
Анри́ Жюлье́н Фели́с Руссо́ (фр. Henri Julien Félix Rousseau, по прозвищу Le Douanier, «Таможенник»; 1844—1910) — французский художник-самоучка, работавший в жанре примитивизма, дилетант, картинами которого восхищались современники-импрессионисты. Именно Анри Руссо обязано признанием «наивное искусство», существовавшее еще с древнейших времен, но до того особо-то и не считавшееся культурным феноменом.
Подробнее об описании картины: ВИКИПЕДИЯ
#флейта в искусстве