В ХХ веке написано очень много музыки для флейты, но, пожалуй, самая любимая флейтистами соната — эта. Потому что её музыка красива особенной, тонкой «пуленковской» нежной красотой и очень мелодична. Недаром Пуленка называли «французским Шубертом».
«Музыка его настолько откровенна, что сразу достигает своей цели»,- так говорили современники о творчестве французского композитора Франсиса Пуленка, который более известен в истории музыки, как член знаменитого объединения «Шестёрка».
Исполнилось 125 лет со дня рождения выдающегося французского композитора, пианиста, критика Франсиса Пуленка (7 января 1899 – 30 января 1963).
«Пуленк — это сама музыка. Я не знаю другой музыки, которая действовала бы столь же непосредственно, была бы столь же просто выражена и достигала бы цели с такой же безошибочностью» – так писал о музыке Пуленка его соотечественник, современник и друг, композитор Дариюс Мийо.
«Я не принадлежу к музыкантам-кубистам, еще менее — к футуристам, и уж конечно не к импрессионистам. Я музыкант без ярлыков», — это уже слова о себе самого Пуленка. Действительно, Пуленку были чужды радикальные методы сочинения музыки, свойственные многим его современникам: Стравинскому, нововенцам, Прокофьеву… Его творческие идеалы и важнейшие черты его музыки — «… возвращение к мелодии, возвращение к контрапункту, точность, стремление к простоте…». Его кумирами с юности были Моцарт, Шуберт, Шуман, Шопен. Его любимым сочинением был вокальный цикл Шуберта «Зимний путь», ноты которого Пуленк по случаю купил в юности. Многие его произведения вдохновлены поэзией и музыкой, образами и картинами, формами и жанрами Ренессанса, барокко, классицизма.
Пуленк не получил профессионального композиторского образования (поступлению в консерваторию помешала Первая мировая война). Его музыкальное образование ограничилось уроками фортепиано, полученными в детстве от матери, а позже от знаменитого испанского виртуоза Рикардо Виньеса. Тем не менее, Пуленк стал прекрасным пианистом, и уже в юности получил известность как композитор: после исполнения «Негритянской рапсодии» для баритона и инструментального ансамбля в Париже в 1917 году он, можно сказать, «проснулся знаменитым», и каждый его следующий опус привлекал внимание и становился популярным.
На рубеже 1910-х – 1920-х годов Пуленк входил в содружество молодых французских композиторов, названное «Шестеркой» (Les Six; в нее входили также Луи Дюрей, Артюр Онеггер, Дариюс Мийо, Жермена Тайфер, Жорж Орик). Идейными вдохновителями «Шестерки» были композитор Эрик Сати и драматург Жан Кокто.
В 1923 композитор получил заказ от Сергея Дягилева написать балет «Лани», для труппы «Русских сезонов». Премьера спектакля с успехом прошла в Монте-Карло в начале января 1924 года, а почти через полгода и в Париже.
«Значение этой музыки непреходящее, время ее не тронет, и она навсегда сохранит свою юношескую свежесть и оригинальность», — писал Мийо после премьеры «Ланей».
Пуленк был одним из первых композиторов, оценивших значение звукозаписи. Сохранилось немало записей Пуленка, исполняющего свои фортепианные сочинения и вокальные (с баритоном Пьером Бернаком, сопрано Дениз Дюваль, меццо-сопрано Клер Круаза).
Пуленк — возможно, единственный композитор, участвовавший в двух мировых войнах. В 1916 (по другим сведениям в начале 1918), он был мобилизован и некоторое время служил в соединении противовоздушной обороны, а затем в Министерстве авиации. В 1939, после объявления Францией войны Германии, он вновь был призван в армию и служил в зенитном подразделении в Бордо до июля 1940 (до капитуляции Франции).
Пуленк высоко ценил творчество русских композиторов. Близкая дружба связывала Пуленка с Прокофьевым и Стравинским. «Звучание музыки Стравинского было чем-то столь новым для меня, что впоследствии я часто задумывался и спрашивал себя: “Ну, хорошо, а если бы Стравинского не было, стал бы я писать музыку?”» — признавался Пуленк.
С Прокофьевым он не раз музицировал: в частности, перед выступлениями Прокофьева они репетировали на двух роялях фортепианные концерты (Пуленк исполнял партию оркестра). А ближе к концу жизни Пуленк увлекся Мусоргским, влияние которого музыковеды отмечают в некоторых поздних сочинениях. «Я без устали играю и переигрываю Мусоргского. Невероятно, скольким я обязан ему», — говорил Пуленк.
Композитор умер 30 января 1963, едва переступив порог 64-летия, от сердечного приступа. Похоронен на кладбище Пер-Лашез.
Франсис Пуленк — автор около 200 произведений во всех жанрах: от опер и балетов до песен, фортепианных миниатюр и музыки кино.
Наиболее известные и исполняемые в России сочинения Пуленка:
- Оперы: «Диалоги кармелиток», моноопера «Человеческий голос»;
- Концерты: «Утренняя серенада», хореографический концерт для фортепиано и 18 инструментов;
- «Сельский концерт» для клавесина с оркестром;
- Концерты для фортепиано с оркестром и для двух фортепиано с оркестром;
- Концерт для органа, струнного оркестра и литавр;
- Кантаты «Лик человеческий» для хора a cappella на стихи Поля Элюара и “Stabat Mater” для сопрано и хора с оркестром;
- Сонаты для фортепиано, для различных инструментов и фортепиано.
- Опера «Диалоги кармелиток» поставлена в театре «Геликон-опера» в 2004 (режиссер Дмитрий Бертман, дирижер Владимир Понькин) и уже 20 лет не сходит со сцены театра.
- Опера «Человеческий голос» часто звучит в концертном исполнении, ставилась в театрах: в частности, в Камерном театре имени Б.А. Покровского в 2011 (режиссер Ольга Иванова, дирижер Игорь Громов). В октябре 2023 состоялась премьера в Пермском театре оперы и балета (режиссер Дмитрий Волкострелов, дирижер Владимир Ткаченко).
Источник: https://muzobozrenie.ru/fransis-pulenk-125-let-so-dnya-rozhdeniya/
Самое известное флейтовое произведение:
Соната для флейты и фортепиано, FP164
Жан-Пьер Рампаль (флейта), Франсис Пуленк (фортепиано), Recorded: June 18, 1957 (live).
Эмили Бейнон (флейта), Эндрю Вест (фортепиано), Запись – 20-22 апреля 2000 г., Лондон.
Джулиус Бейкер (флейта), Лиза Эменхайзер (фортепиано), Live recording 1982.
Уильям Беннет (флейта), Клиффорд Бенсон (фортепиано), Запись – 2-3 сентября 1991 г., Япония.
Филипп Бернольд (флейта), Александр Таро (фортепиано), Recorded between 1995-97, Paris.
Джеймс Голуэй (флейта), Шарль Дютуа (дирижер), Королевский филармонический оркестр (Великобритания), 1977, UK. Orchestrated by Sir Lennox Berkeley.