Вопрос: Интересно, есть ли какое-либо конкретное положение губ, которое всеми считается “правильным”?
Я думаю что первая большая ошибка флейтистов это слишком много думать о губах и амбушюре. Мы не губами играем! Правда. Звук создаётся на 95% диафрагмой, открытым горлом и положением отверстия головки по отношению к губам. Сами же губы в процессе извлечении звука очень маленькую долю занимают.
- Всему, чему меня учили, можно коротко сформулировать так: опора + довольно открытое отверстие головки (то есть отвернуть от себя чтобы оно где-то на большую его часть было открыто) + довольно низкое положение головки по отношению к губам + очень открытое горло (это такое похожее ощущение как будто терапевт вам горло смотрит) = хороший звук. Губы при этом лишь “отвечают” на то, что делает диафрагма и должны просто оставаться гибкими.
Вопрос: А опора – это что?
- Диафрагма, на которую вы “опираетесь”. Именно диафрагма отвечает за скорость подачи воздуха, за количество и т.д. Если сравнить со скрипачами – это наш “смычок” ! Я в детстве с шарфом туго повязаным вокруг живота занималась, чтобы это почувствовать. Можно тоже облокачивать живот на угол рояля или чего-то ещё, когда берёте дыхание / играете, тогда сразу почувствуете как там много всего происходит.
- По поводу постановки амбушюра – ни в коем случае нельзя играть на откровенной улыбке, звук становится зажатым и маленьким. Ничего специально с губами вообще делать не надо. По мере того как вы воспитываете свою опору, губы подстраиваются. Они должны быть достаточно расслабленными, чтобы реагировать на изменение давления и количества воздуха который подают вам мышцы снизу.
- По поводу положения головки на губе: когда играешь, то обычно через несколько минут можно в зеркале увидеть отметку на губе – там где находится внутренняя часть отверстия головки. Это такой маленький резкий полумесяц обычно. Вот он должен как минимум находится на границе нижней губы и кожи, никак не на самой губе. У меня он даже ниже на миллиметра 3. На губе должна находится только пикколо, большая флейта – на границе (или чуть ниже), альтовая, басовая и т.д. – почти под губой.
Фото: Грот Александра
Это ля второй октавы на меццо форте | |
Вот сколько отверстия остается когда я играю | |
Это можно определить перед зеркалом, поставив палец на то место где губы кончаются. Правильная позиция: оставляет 2/3 отверстия открытым |