Автор: Maria Pustovit
Как-то раз на репетиции струнного квартета, виолончелист воскликнул – да он что, издевается? – бросил партию на пол и стал топтать ее ногами. Это был очень хороший виолончелист Ромберг, обычно он ничего такого себе не позволял. И место было приличное – дом фельдмаршала Салтыкова. Все, конечно, удивились. А удивляться было совершенно нечему – просто граф Разумовский привёз в Россию актуальную новинку – три свежих бетховенских квартета.
Андрей Кириллович Разумовский был покровитель искусств и упросил Бетховена написать ему три струнных квартета. Бетховен в то время уже пережил свой главный экзистенциальный кризис и теперь переживал увлечение русским музыкальным фольклором. Ему хотелось написать что-то эдакое на русские темы – а тут ещё и Разумовский со своим заказом. Конечно, Бетховен согласился.
Надо сказать, свою предыдущую порцию квартетов, – опус 18, – Бетховен писал целых пять лет назад. С тех пор он чего только не писал – и вторую симфонию, и третий фортепианный концерт, и Лунную сонату, а квартетов как-то не писал. Три квартета опус 59 тогда не поругал только ленивый, – а вот самому Разумовскому понравилось. Андрей Кириллович вообще в искусстве понимал – он был постарше Бетховена и в своё время дружил с Моцартом и Гайдном. Он и с Бетховеном потом старался поддерживать отношения – тем более, сам в Вене жил.
Европейская пресса осторожно писала – появились новые бетховенские квартеты, трудные, но превосходные; они отлично сделаны, но не общедоступны; эти квартеты привлекают внимание музыкальных знатоков, но не находят отклика у широкой публики. Сейчас эти квартеты звучат как самая академичная музыка на свете. А тогда они были настоящим андерграундом – англичане назвали их сумасшедшей музыкой, французы вообще ничего не поняли, зато итальянцы в лице маэстро Россини пришли в дикий восторг. Правда, это всё-таки было не сразу, а лет через двадцать после премьеры.
Бетховен на удивление спокойно относился к критике – после своего несостоявшегося самоубийства, все критические замечания он воспринимал, как свидетельство жизни. Фоглер, учитель Вебера, демонстративно ушёл с премьеры? Людвиг даже ухом не повёл. Друзья смеются? Ну так пусть лучше смеются, чем плачут. А когда скрипач Радикати сказал – да ваши квартеты это вообще не музыка, – Бетховен спокойно ответил, – так они не для Вас, Феличе. Они для будущих поколений.
И, как выяснилось впоследствии, – Бетховен оказался прав.
АБОНЕМЕНТ «КВАРТЕТЫ БЕТХОВЕНА»17.12.20 – 19:00 Камерный зал