Никола́й Ива́нович Плато́нов (20 марта [1 апреля] 1894, Новый Оскол — 1 декабря 1967, Москва) — российский и советский флейтист, педагог, композитор; доктор искусствоведения (1957); Заслуженный деятель искусств РСФСР (1965).
Род. в д. Новый Оскол Курской губернии (ныне — г. Белгородской области). Окончив в 1915 гимназию, Платонов поступил на юридический факультет Московского университета; в 1916 – 1917 занимался в консерватории (класс В. Кречмана), в 1918 – 1922 — учитель средней школы в Новом Осколе и музыкант военного духового оркестра, в 1922 вернулся в консерваторию, продолжал учебу на факультете композиции (класс А. Александрова).
В 1927 окончил консерваторию (класс Н. Цыбина) и с 1927 по 1931 был солистом оркестра Большого театра и Большого симфонического оркестра Всесоюзного радио и телевидения. Еще будучи студентом, Платонов начал преподавательскую работу: в 1924 – 1933 на рабфаке, с 1933 — в консерватории (с 1945 профессор), с 1942 преподавал в музыкальном училище им. Гнесиных и в Музыкально-педагогическом институте им. Гнесиных.
Ещё работая на рабфаке П. разработал учебник «Метод изучения игры на флейте». (М. : Гос. муз. изд-во, 1931), который в том же году был издан также в США и Австрии.
В 1933 Платонов переработал и издал свой учебник под названием «Школа для флейты». Эта «Школа» выдержала 9 переизданий (последнее в 1999) и является до настоящего времени единственным учебником для будущих флейтистов.
Как композитор Платонов известен как автор многочисленных этюдов для флейты с фортепиано, неоднократно переиздававшихся с 1937 по 1991, пьес для сопрано, флейты и фортепиано, сонат для гобоя с фортепиано и трубы с фортепиано, поэмы для валторны с фортепиано, концерта для тромбона с оркестром и др.
UPD: 2011 год
“Среди корифеев советской флейтовой школы по праву видное место занимает профессор Московской консерватории Николай Иванович Платонов (1894-1967). Главным делом его жизни стала педагогическая деятельность: за многие годы своей работы в консерватории он воспитал целую плеяду известных музыкантов.
В юности Платонов не сразу выбрал путь профессионального музыканта: в годы первой мировой войны он учился на юридическом факультете Московского университета, и, параллельно, брал уроки игры на флейте у немецкого специалиста, профессора В.В.Кречмана…”
Николай Платонов: штрихи к биографии (Статья А. Абановича в журнале “Музыкальная академия, №1, 2011)
ИСТОРИЯ КЛАССА ФЛЕЙТЫ Кафедры духовых инструментов Российской Академии музыки им. Гнесиных.
Класс флейты существует с самого основания института с 1944 года.
Основатель класса – выдающийся музыкант, Доктор искусствоведения, профессор Московской Государственной консерватории Николай Иванович Платонов. До института он совмещал работу в музыкальном училище имени Гнесиных. Первыми студентами института стали его ученики, окончившие училище Г.И. Бегин, М.И.Каширский, И.В.Малюшин, Г.В.Овчинников.
Среди выдающихся музыкальных деятелей в области исполнительства Николай Иванович Платонов занимает одно из первых мест. Более 40 лет творческой жизни он отдал воспитанию молодых музыкантов. Отличный флейтист-солист и ансамблист с большим опытом работы в ведущих симфонических и оперных коллективах Москвы, он всегда старался привить своим ученикам любовь к избранной специальности, стремление к овладению мастерством, совершенствованию техники игры на флейте. Из его класса вышли отличные музыканты, педагоги, которые успешно работали в лучших симфонических и оперных оркестрах Москвы и других крупных музыкальных центрах страны.
Из книги: Олег Лесковой. Гармонии сияние, или Флейтовый блеск серебра. Москва, 2017
Вспоминает Народный артист России, профессор
Российской Академии музыки
имени Гнесиных, Академик
Иван Пантелеевич Мозговенко. Из интервью. Ноябрь 2014 года. Москва, улица Масловка.
«Николай Иванович Платонов – большой музыкант-флейтист, педагог, композитор, ученик великого Владимира Николаевича Цыбина. Николай Иванович сам выпустил много прекрасных флейтистов, ставших вскоре знаменитыми. Платонов – прекрасный теоретик, написавший много полезных трудов по теории музыки, учебники по игре на флейте, ещё Николай Иванович Платонов, – замечательный композитор, написавший для духовых инструментов много прекрасных произведений, которые пользовались заслуженным вниманием многих музыкантов-исполнителей. В конце своей жизни он написал сонату для кларнета и направил её в издательство «Музгиз». И вот в «Музгизе» кларнетист Лев Михайлов сыграл эту сонату жюри для представления её к печати. Но прозвучала она не самым лучшим образом, короче, жюри её отказалось печатать, в связи с тем, что у произведения отсутствует форма «Сонатного аллегро». Я тогда ничего не знал об этом, ко мне обратился декан нашего факультета от имени Николая Ивановича Платонова и попросил, чтобы я сыграл эту сонату. Я с удовольствием согласился. Взял ноты, смотрю, есть трудности, неудобства, но я никогда сразу не высказываю своё мнение: нужно познакомиться с произведением, изучить его, постараться понять замысел автора, который не всегда лежит на поверхности. Пришли на первую репетицию, Тамара Степановна Илюхина, его ученица по ансамблю говорит: «Иван Пантелеевич, тут никакой формы
нет». Я говорю: «Если – нет, сейчас сделаем». «Как сделаем?» «Да, вот так: здесь вот у
нас, вступление, а вот эти тридцать два такта – главная тема». И так, сонату по классическим канонам я разобрал. На ближайшие дни объявлен вечер, в котором должны быть исполнены произведения Николая Ивановича, в том числе и эта соната. Вдруг, мы узнаём, что Николай Иванович Платонов умер, и состоится Концерт его памяти, на котором должны быть исполнены его произведения. Мы готовили Торжественный вечер, а сыграли Концерт памяти в малом зале, кланяемся, аплодисменты. Подходит средних лет женщина, слёзы текут. Мне Тамара Степановна тихо на ухо шепчет: «Это дочка Николая Ивановича…» Дочь вытерла слёзы и говорит: «Все считали, эту сонату самым неудачным
произведением для кларнета, я тоже так думала. Но вы её исполнили, и оказалось, что у
сонаты такая ясная форма, такой математизм и такая прекрасная тема. Пожалуйста, вы её
играйте и играйте, как сегодня. Спасибо Вам». Когда я беру любое новое произведение, –
я никогда не тороплюсь с вердиктом».