Це́зарь Чиа́рди, точнее Че́заре Ча́рди, в России Цезарь Иосифович Чиарди (итал. Cesare Ciardi; 28 июня 1818, Флоренция — 13 июня 1877, Санкт-Петербург) — итальянский флейтист-виртуоз, композитор. Считается одним из основоположников профессионального обучения игре на флейте в России, – создал класс флейты Петербургской консерватории!
Учился у городских музыкантов Джузеппе Нути и Луиджи Карлези. В 1827 году выступил в княжеском дворце в Генуе, где его представил публике Николо Паганини. В последующие годы интенсивно концертировал, в том числе предпринял гастрольную поездку в Лондон.
В 1853 году Чиарди приехал в Россию, где и остался до конца своих дней.
Свою деятельность в России Чиарди начал в должности солиста оркестра итальянской оперы, на которую он был приглашен дирекцией императорских театров. По контракту он должен был также, кроме игры в оркестре театра, давать ежегодно сольный концерт в Большом или Малом зале театра. Он добился высшего призвания в России в исполнительском искусстве , а именно стал “Солистом Его Императорского Величества”, что прежде всего давало полную свободу действий артисту. Как и большинство исполнителей на духовых инструментах прошлого столетия, Чиарди имел квалификацию капельмейстера , где в этом качестве работал в Павловском военном училище при Генеральном штабе. Успешно проявил себя Чиарди и как педагог музыкальных классов театрального училища, где он работал с 1855 года. Цезарь Иосифович был одним из тех иностранных музыкантов, которые рассматривали свою работу в России не только с точки зрения меркантильного интереса.Он усиленно старался создать необходимый репертуар. Исходя из принципиально новых соображений, Чиарди пишет свою “Школу игры на флейте” (Издательство Ю.Г.Циммермана, 1862). В этой школе он ставит такие задачи, как приобретение навыков звукоизвлечения, интонации, исполнения основных штрихов, изучение элементарных мелизмов, фонетическую артикуляцию, дыхание. Сам он, получивший образование в Миланской консерватории, прекрасно владел наиболее рациональными видами дыхания. Кроме учебного материала, Чиарди создал ряд произведений и переложений. Самые ценные -“Фантазия на русские темы” и ” Концерт для флейты с оркестром”. Его ученики: М. Селиверстов, Н Фридберг, Н.Буяновский, впоследствии солист придворного оркестра, стал родоначальником известной в стране и за рубежом династии великолепных музыкантов М.Н. и В.М. Буяновских.
Когда в 1862 году была открыта Петербургская консерватория, Чиарди стал вести там класс флейты. П. И. Чайковский брал у него уроки игры на флейте и иногда как пианист аккомпанировал Чиарди на концертах.
Творческая деятельность
Чиарди с юных лет много концертировал и считался одним из лучших европейских флейтистов. Современники (в частности, Хуго Риман) отмечали его мягкий, чистый и красивый звук, безупречный вкус и безукоризненную технику. Играл на классической флейте венского стиля. «Чиарди играл на стареньком деревянном инструменте венской фирмы Koch, с треснутой головкой, да таким чистым, красивым звуком, с такой элегантностью и вкусом, что Рудалл воскликнул: „Он должен играть в сопровождении хора ангелов“ («he is fit to play before a chorus of angels!»)»
Автор учебника «Школа игры на флейте» (1862), содержащего сведения о нотной грамоте и теории музыки и включавшего новейший для того времени материал из русской и зарубежной музыки. Автор многих пьес (среди них известный «Русский карнавал» для флейты и ф-но) и переложений для флейты.
Сочинения
- «Русский карнавал» — блестящие вариации для флейты и ф-но
- 6 виртуозных соло, на темы Верди
- Дуэт для 2х флейт и фп. на т. оперы «Maria Padilla» Доницетти
- Концертный дуэт для 2х флейт и фп., по мотивам оперы «Лючия ди Ламмермур» Доницетти, op.121
- «Il Pifferaro», op.122 для флейты и фп. (или арфы)
- 3 элегантных фантазии, по мотивам «Африканки» Мейербера, для флейты и фп.
- «Венецианский карнавал». Скерцо для флейты и струнного оркестра, op. 22
- «L’eco dell’Arno», op.34, для флейты и фп.
- «Pensieri fantastici», op. 43 для флейты соло
- Фантазия «La capricciosa», op.144 для флейты и фп.
- 3 соло для флейты и фп.
- «La folle», op.64 для флейты (или пикколо) и фп.
- Полька-мазурка для флейты (или пикколо) и фп.
- 5 романсов для голоса и фп.
- «Chagrin et joie». Салонная пьеса для флейты и фп. (1873)