Сесиль Шаминад (фр. Cécile Chaminade, 8 августа 1857, Париж — 13 апреля 1944, Монте-Карло) — французская композитор и пианистка./p>
В 1913 году Шаминад первая из композиторов-женщин была удостоена высшей награды Франции – Ордена Почетного Легиона
ИСТОЧНИК: “ЗАПИСКИ ФЛЕЙТИСТКИ”
В честь международного женского дня хочется поговорить о вкладе женщин в развитие флейтового искусства. Долго думала над темой поста и решила поговорить с вами о композиторше, имя которой знакомо каждому флейтисту – Сесиль Шаминад (полное имя – Сесиль Луиза Стефани Шаминад).
Француженка, признанная еще при жизни профессиональной женщиной-композитором.
Сесиль Луиза Стефани Шаминад родилась в Париже 8 августа 1857 года. Шаминады были зажиточной семьей, высоко ценившей музыку. Феликс Ле Кюппи (1811-1887), профессор Парижской консерватории, был в восторге от потенциала Сесиль, и настоятельно советовал родителям записать ее в консерваторию для обучения музыкальной теории. Отец Сесиль решил этого не делать, считая, что молодой женщине ее социального положения не следует начинать музыкальную карьеру. Вместо этого она училась играть на фортепиано в частном порядке со многими преподавателями.
Она дала свой первый публичный концерт в возрасте 18 лет, и с тех пор часто появлялась в качестве пианиста во Франции и Бельгии, часто играя свою собственную музыку.
Музыка Шаминада, с ее привлекательными вокальными мелодиями и технически доступными фортепианными партиями, привлекала многих поклонников. Шаминад строила свою карьеру в основном самостоятельно, вопреки социальным ограничениям своей эпохи.
В это время, на пике карьеры, Таффанель попросил ее написать тестовое сочинение для его класса флейтистов в консерватории.
Шаминад не только должна была следовать указаниям Таффанеля, но и оставаться верной своим взглядам.
Именно в этот период было написано одно из самых популярных произведений среди флейтистов – Концертино. Произведение может показаться в значительной степени опирающимся на таланты Шаминад как композитора песен, тем не менее, музыка согласуется со многими принципами собственной игры и преподавания Таффанеля.
Певучая, грациозная мелодия Концертино позволяет флейте парить и быть выразительной через длинные, плавные линии. Фантастические хроматические пассажи создают виртуозный контраст. Концертино Шаминада соответствовало стандартам Таффанеля для solos de concours и служит примером утонченного произведения, которое пополнило растущий сольный флейтовый репертуар того времени.