“Концерт для флейты Фридриха Великого в Сан-Суси” Адольф фон Менцель, 1852
Берлин, Старая национальная галерея
На картине в празднично освещённом концертном зале дворца Сан-Суси в Потсдаме король Пруссии Фридрих II даёт концерт для своих гостей и сам солирует на флейте. Фридрих Великий сочинял сонаты для флейты и, как считается, великолепно играл на ней. Художник написал несколько эскизов для этой картины, в которых работал с мебелью, нотным пюпитром, архитектурными деталями, костюмами и позами персонажей. Изображённое на картине помещение сохранилось во дворце до настоящего времени, но у Менцеля оно выглядит больше реальных размеров. Менцель, художник-реалист, стремился воссоздать обстановку и атмосферу эпохи рококо. Работая над образом главного персонажа, художник ориентировался на идеализированные портреты молодого Фридриха II.
Дворец Сан-Суси – детище самого короля Фридриха Великого. Великолепное здание в стиле рококо построено по проекту короля придворными архитекторами в 1745-1747 годах. Современники называли дворец “прусским Версалем”. Дворец и парк вокруг него сегодня входят в список всемирного наследия ЮНЕСКО.
Сидя на софе, слушает концерт Вильгельмина Прусская, любимая сестра Фридриха, также обожавшая музыку и писавшая оперы. В отличие от брата, ценившего флейту, она предпочитала лютню.
За спиной у принцесс расположился придворный композитор, капельмейстер Карл Генрих Граун. Он был любимцем прусского короля, помогал Фридриху сочинять музыку, а для нас он важен в первую очередь потому, что был предком писателя Владимира Набокова.
…талантливый карьерист, автор известной оратории „Смерть Иисуса“ и помощник Фридриха Великого в писании опер, изображён с другими приближенными слушающим королевскую флейту, на пресловутой картине Менцеля, которая преследовала меня, эмигранта, из одного берлинского пансиона в другой. В молодости Граун обладал замечательным тенором; однажды, выступая в какой-то опере, написанной брауншвейгским капельмейстером Шурманом, он на премьере заменил не нравившиеся ему места ариями собственного сочинения. Только тут чувствую какую-то вспышку родства между мной и этим благополучным музыкальным деятелем, – писал Набоков в романе “Другие берега”.
Фридрих был талантливым музыкантом, написал несколько сонат и с радостью выступал на публике. Однако. если приглядеться, хорошо заметно, что слушатели очень по-разному оценивают его выступление.
Художник здесь использует ту же смысловую схему, что и Леонардо да Винчи в знаменитой “Тайной вечери”: есть главное событие и есть множественная реакция на него. В знаменитой фреске апостолы по-разному откликаются на слова Иисуса, демонстрируя очень широкий спектр эмоций, здесь же – слушатели одобряют либо не одобряют музицирование Фридриха: кто-то не слушает вовсе, кто-то высокомерно взирает на музыканта…
За клавесином мы видим Карла Филиппа Иммануила, сына великого Иоганна Себастьяна Баха. Он аккомпанирует королю Фридриху, но, судя по выражению лица, не слишком высокого мнения о музыкальных способностях монарха.
Адольф фон Менцель, один из самых известных художников Германии XIX века, однажды признался знакомому, что писал эту картину только ради… люстры! Для художника такой светильник со множеством горящих свечей представлял собой занимательную задачку – изобразить многочисленные отблески света в хрустале, мерцание и игру теней…
Менцель, конечно, лукавил: он был одним из наиболее талантливых исторических живописцев Европы и часто изображал события из жизни венценосных особ.
Картина в большом разрешении>>>
Рекомендуем к прочтению – Фридрих II. Музыкант из Сан-Суси