Влади́мир Никола́евич Цы́бин (11 [23] июля 1877, Иваново-Вознесенск — 29 мая 1949, Москва) — российский и советский флейтист, профессор Московской и Санкт-Петербургской консерваторий, дирижёр, композитор. Основоположник русской отечественной школы игры на флейте.
Родился в Иваново-Вознесенске. Ученик проф. В.Кречмана. Профессор Московской консерватории, солист оркестра Большого театра, композитор, дирижер. Заслуженный деятель искусств РСФСР (1946). Среди учеников – А.Баранников, А.Корнеев, Т.Мадатов, Н.Платонов, Д.Харкеевич, Б.Тризно, С.Цыкота, Ю. Ягудин и др.
Родился в музыкальной семье, отец — скрипач и дирижёр провинциального оркестра Николай Михайлович Цыбин, мать — пела и немного играла на гитаре. После переезда семьи в Москву отец Володи умер от чахотки, когда мальчику было 9 лет, и мать определила его (а позже и его младшего брата Петра) учеником в духовой оркестр 12-го гренадерского Астраханского полка, где он с 1886 по 1890 год учился игре на флейте-пикколо, пел в хоре и обучался грамоте. С 1889 по 1895 учился в Московской консерватории по классу флейты В. Кречмана. В 1895—1896 годах — солист оркестра Театра Ф. Корша. В 1896 году поступил по конкурсу в Большой театр пикколистом, а через некоторое время начал иногда замещать стареющего Фердинанда Бюхнера на посту флейтиста-солиста.
В 1907 году переехал в Санкт-Петербург, где в связи с кончиной Эрнесто Кёлера поступил по конкурсу на освободившееся место флейтиста-солиста в Мариинском театре, проработав там до 1920 года. Летом 1909 года участвовал в гастрольной поездке труппы театра в Париж, выступив в театре Шатле в рамках «Русских сезонов» Сергея Дягилева. Параллельно работе флейтиста-солиста в оркестре, с 1910 по 1914 год, в 30-летнем возрасте, получал второе образование в Санкт-Петербургской консерватории по двум факультетам — теории композиции и дирижированию. Композицией занимался под руководством Александра Глазунова, чтением партитур — у Анатолия Лядова, дирижированием — у Николая Черепнина. В классе Черепнина В. Н. Цыбин учился вместе с С. С. Прокофьевым, с которым поделил выпускной вечер.
После смерти Ф. Степанова в 1914 году Цыбин занял его место в Петроградской консерватории, где вёл класс флейты до 1920 года (с 1917 — профессор). Летом 1915 года состоял директором Павловского музыкального вокзала. В 1918—1919 годах являлся ассистентом Рикардо Дриго, главного дирижёра оркестра балетного состава Мариинского театра.
В 1920 году по семейным обстоятельствам переехал в Москву. В том же году вместе с женой Елизаветой Тимофеевной (1884—1975) основал в г. Пушкино в доме Берга на собственные средства музыкально-художественный детский дом (впоследствии детская музыкальная школа № 1). В этой музыкальной школе-интернате получили музыкальное образование многие беспризорные дети, некоторые из которых стали впоследствии профессиональными музыкантами (флейтист А. А. Баранников, фаготист В. А. Малиновский, скрипач, а впоследствии директор Московского театра оперетты В. П. Ефремов и др.). Цыбин оставался руководителем этого учебного заведения около 10 лет, написал для своих подопечных оперную постановку, а также учебник по элементарной теории музыки.
С 1921 по 1929 год работал солистом Большого театра. После кончины В. В. Кречмана Цыбин с 1923 года возглавил класс флейты в Московской консерватории, где преподавал до конца своей жизни. Во время Великой Отечественной войны (1941—1945) был заведующим кафедрой духовых инструментов. В периоды с 1936 по 1941 и с 1944 по 1948 год совмещал педагогическую работу в консерватории с работой на Военно-дирижёрском факультете. С 1938 по 1948 год работал преподавателем класса флейты в музыкальном училище при Московской консерватории.
Игра Цыбина всегда отличалась присущей только ему красотой звучания, выразительностью, богатством тембровых оттенков, достигаемых блестящей техникой владения инструмента и творческой фантазией. Сравнивая игру В. Н. Цыбина с игрой выдающегося французского виртуоза, профессора Парижской консерватории Поля Таффанеля (посетившего в конце 1890-х годов Москву), И. В. Липаев писал:
«Но и у нас был незаменимый флейтист — В. Н. Цыбин, несомненно, могущий быть поставленным рядом с Таффанелем. Но между ними есть и разница: Цыбин играл более осмысленно, содержательно, чем Таффанель. Техническая сторона игры Цыбина конечно несколько уступала технике Таффанеля. И здесь опять-таки всё обуславливалось художественными замечаниями: вся техника у Цыбина органически входила в пьесу, тогда как у Таффанеля она самодовлела».
Цыбин гастролировал как солист и в составе оркестров в Москве, Ленинграде, Павловске, Киеве, Баку, Ростове-на-Дону, Кисловодске, Севастополе, Ялте, а также в Париже («Русский Сезон» Сергея Дягилева); играл под управлением таких дирижёров как Бруно Вальтер, Рихард Штраус, Сергей Кусевицкий, Э. Направник, Н. Голованов. Играл на флейте системы Бёма, но также владел и аппликатурой флейт простых систем (на которых играл в детстве в полковом оркестре).
Любимый ученик Цыбина, Юлий Ягудин, так писал о его игре: «В. Н. Цыбин, будучи большим виртуозом, имея великолепный звук, увлекал творческой, свойственной только ему манерой исполнения. В любую каденцию или пассаж он вкладывал что-то своё, Цыбинское, что выгодно отличало его от других исполнителей, так как богатая творческая инициатива, громадная музыкальность и фантазия не могли оставить в зале равнодушного слушателя».
Обладая незаурядным композиторским дарованием, Владимир Николаевич Цыбин создал большой, качественно новый репертуар для флейты: три Концертных аллегро, Анданте, Тарантеллу, 10 концертных этюдов для флейты, пьесы, квинтет флейт, квинтет, секстет и септет духовых, сборники переложений, обработок для флейты, упражнения. Композитор отлично знал специфику флейты и её возможности, блестяще исполняя собственные произведения. Его концерты для гобоя, кларнета, валторны, трубы и других инструментов представляют собой несомненную художественную ценность. Владимир Цыбин — автор ряда крупных музыкальных сочинений, среди них Симфония, Балетная сюита, Кантата, симфонические поэмы, опера «Сказка о мёртвой царевне и семи богатырях» (по Пушкину), опера-балет «Фленго» (по В. Гюго) и другие произведения.
Воспитал целую плеяду известных флейтистов. Его педагогические принципы, методика преподавания зафиксированы в учебнике «Основы техники игры на флейте» (1940), а также во множестве педагогических и методических работ, оставшихся в рукописях. Среди его учеников — ряд известных флейтистов, профессоров: Николай Платонов, Борис Тризно, Юлий Ягудин, Александр Корнеев, Григорий Мадатов и другие.
Дирижёрскую деятельность начал с 1893 года, заменяя капельмейстера полкового духового оркестра. С 1894 года работал регентом любительского церковного хора в Москве. В 1898 году дирижировал военным оркестром медных духовых в Ярославле. После обучения на дирижёрском факультете Санкт-Петербургской консерватории (1910—1914) дебютировал в качестве дирижёра в Мариинском театре в опере «Богема» и в Большом театре в балетах «Коппелия» Делиба и «Волшебное зеркало» Корещенко. Во время летних сезонов 1916—1917 годов дирижировал симфоническим оркестром Саратова. В течение 1918—1919 годов являлся ассистентом Рикардо Дриго в оркестрах балетного состава Мариинского театра. В 1920—1930-х годах регулярно дирижировал студенческим оркестром Московской консерватории. В 1930 году дирижировал симфоническим оркестром кинотеатра «Ударник» в Москве.
Статья Н. Туренковой о Цыбине В.Н., 2008
В журнале “Музыкальная Академия №4 2009 года опубликована статья
А. Абановича об основоположнике русской флейтовой школы – Владимире Цыбине.
В 2009 году исполнилось 60 лет со дня смерти известнейшего русского и советского флейтиста, основоположника новой послереволюционной российской флейтовой школы Владимира Николаевича Цыбина. По его методикам было воспитано не одно поколение высокопрофессиональных солистов и педагогов. Влияние его личности на протяжении целых десятилетий существенным образом отражалось в развитии флейтового сообщества всего Советского Союза.
Читать статью (PDF)
В 2007 году в честь его 130-летия в Москве состоялся Первый международный конкурс флейтистов имени В.Н.Цыбина.
В журнале “Музыкальная жизнь” (2010, №2) (*.pdf)
была опубликована статья Антона Абановича, продолжающая тему исследования жизненного пути и творчества основоположника советской флейтовой школы В.Н. Цыбина
“В 2002 году издательство «SPRKFV» выпустило в свет «Дневник» всемирно известного русского композитора Сергея Сергеевича Прокофьева. В первой части этих мемуаров автор описывает консерваторский период своей жизни. Сергей Прокофьев был тогда совсем ещё юным и временами чуть романтически настроенным молодым человеком. Но это не мешало ему давать в своём личном дневнике хлёсткие, часто достаточно нелицеприятные характеристики большому числу знакомых и даже малознакомых людей. Прокофьев всегда именно со своей точки зрения интерпретировал те или иные события или поступки”…