Почему игра на музыкальном инструменте полезна для мозга — Анита Коллинс

Автор: admin

Когда мы слушаем музыку, многие участки нашего мозга активизируются. А игра на инструменте больше похожа на комплексную тренировку всего мозга. Что же происходит? Анита Коллинс рассказывает о том, что происходит в мозге у музыкантов, когда они играют, и каковы долгосрочные положительные эффекты такого умственного упражнения.

Знаете ли вы, что каждый раз когда музыкант играет на музыкальном инструменте, его мозг словно взрывается фейерверком?
Со стороны нам кажется, что музыкант спокоен и сосредоточен, внимательно вглядывается в ноты и совершает все требуемые отточенные и синхронные движения. Но изнутри в его мозгу происходит настоящая фиеста!

Откуда нам это известно? За последние несколько поколений учёных, неврологи значительно продвинулись в изучении того, как работает наш мозг, отслеживая его сигналы в реальном времени при помощи таких технологий как MRI и томография.
Когда людей подключают к этим машинам, им ставятся задачи – чтение, или решение математических задач. И каждая из этих задач решается определённой частью мозга, где наблюдается активность нейронов.
Но при прослушивании музыки учёные наблюдали настоящий фейерверк! В мозге испытуемых одновременно активировались множественные участки, разделяя музыку на различные сигналы для обработки, такие как мелодия и ритм. И затем, заново соединяя все их вместе для осознания как единого музыкального опыта.
Все эти действия наш мозг совершает за считаные доли секунды со времени звучания первых звуков музыки до обобщённого музыкального восприятия.
Затем учёные разделили исследования на просто слушающих музыку и исполнителей музыки. Во время простого прослушивания музыки в мозгу обнаруживается определённого рода активность. Исполнение музыки – превращается для мозга в полноценную физическую тренировку. Учёные наблюдали активность во всех областях мозга одновременно. Одновременную обработку сигналов, их сложные взаимосвязи и влияние друг на друга.
Но что на самом деле в мозгу исполнителя возбуждает подобную активность?
Исследователи имели об этом общее представление, но неврологи предложили свою идею. Исполнение музыки активирует все области человеческого мозга. Особенно области, отвечающие за обработку визуальных, слуховых сигналов и мотор-кортекс (область, отвечающая за моторику). Как и всякие другие систематические занятия, занятия музыкой закрепляют и те функции, которые мы используем и во время других занятиях.
Разница между функционированием мозга слушателя и исполнителя заключается в возбуждении моторного отдела, которая также отвечает за слаженную работу обоих полушарий мозга. А также объединяет обработку лингвистических сигналов и логического мышления (решение математических задач), правого (образное мышление) и левого полушария.(логическое мышление). Музыкальная деятельность объединяет работу обоих полушарий. А также активирует работу такого участка мозга как Корпус Колоссум (мозолистое тело), своеобразный межполушарный мост, позволяющий передавать из полушария в полушарие сигналы быстрее и эффективнее.
И именно это и позволяет музыкантам более эффективно разрешать задачи как академического порядка, так и в социальной жизни.
Поскольку сочинение музыки связано также и с передачей, и с пониманием эмоциональной составляющей (образного ряда), музыканты обычно обладают развитыми организационными способностями, включающими в себя выполнение таких взаимосвязанных задач как планирование, стратегию и детальную разработку выполнения задачи. И это требует задействования одновременно двух когнитивных способностей – аналитического и образного мышления.
Также это существенным образом влияет на развитие памяти. Учёные подтвердили, что у музыкантов эффективнее функции памяти, такие как – восприятие, обработка, хранение и использование информации.
Исследования показали, что музыканты используют свою более сложную структуру мозга для того, чтобы присваивать любому событию или информации сразу несколько тегов. Таких как концептуальная, эмоциональная, звуковая и контекстная тематика. Точно так же как в хорошей поисковой системе!
Так можем ли мы утверждать, что все эти преимущества связаны именно с музыкальной деятельностью (исполнением), а не, скажем, со спортивными занятиями или рисованием? Или, может быть, те кто занимаются музыкой изначально умнее?
Учёные пытаются найти ответ на эти вопросы. Однако уже сейчас ясно, что обучение игре на музыкальных инструментах существенно отличаются от любой другой деятельности, в том числе в других областях искусства.
В нескольких исследованиях по методу случайной выборки исследуемых были отобраны люди с одинаковым уровнем когнитивных функций и нейронной обработки. Те из них, кто проходил обучение игре на музыкальном инструменте, продемонстрировали более эффективную функцию многих областей мозга, по сравнению с другими.
Последние исследования интеллектуальных преимуществ игры на музыкальных инструментах расширили наше понимание аналитической функции мозга, обнаружив внутренние ритмы и сложные взаимодействия внутри удивительного оркестра – в нашем мозге.

может быть интересно