CD диск Denis Lupachev, Natalia Frolova “A Flute for the Tsar”

Автор: admin

Солист оркестра Мариинского театра, доцент Санкт–Петербургской государственной консерватории, лауреат международных конкурсов, обладатель Первой премии международного фестиваля «Виртуозы 2000» (Россия), специального приза жюри Международного конкурса флейты в городе Кобе (Япония), первой премии Международного конкурса флейты «Леонардо де Лоренцо» (Италия) – Денис Лупачёв (флейта) и Наталья Фролова (ф-но) выпускают свой новый диск: «A Flute for the Tsar»


О том, чья музыка представлена на CD Д. Лупачева и Н. Фроловой

В оркестре Мариинского театра, история которого насчитывает уже 237 лет, исполнителей на флейте соло всегда отличало высокое техническое мастерство. На протяжении всей истории Императорского Мариинского театра в нем работали одни из самых известных музыкантов того времени.

В XIX веке, с наступлением эпохи романтизма, выразительные возможности флейты нашли в оркестре самое широкое применение. Не стала исключением и русская музыка: уже в первых классических русских операх – «Жизнь за царя» и «Руслан и Людмила» Глинки, премьеры которых прошли на сцене Большого (ныне Мариинского) театра в Петербурге – партии флейт развиты и виртуозны. На репетициях и представлениях своей первой оперы Глинка слышал игру Генриха Зусмана, которого не без оснований считал одним из лучших флейтистов в Европе.

Музыканты немецкого, чешского, итальянского происхождения до революции занимали большинство позиций в петербургских и московских оркестрах – они же занимались преподаванием и, конечно, сочиняли музыку для своего инструмента.

Выходец из Германии, Генрих Зусман (1796-1848) (Heinrich Sussmann) в 1822 году с большим триумфом выступил в Санкт-Петербурге, после чего получил приглашение стать солистом оркестра Императорского театра, где проработал 16 лет до 1838 года. В 1836 году он был назначен музыкальным директором Императорского театра. Зусман – автор многих произведений для флейты соло, флейты с фортепиано и флейты с оркестром, а также ансамблей флейт. Но наибольшую известность приобрело его педагогическое наследие — упражнения, этюды и «Школа игры на флейте» (1839), которые до сих пор издаются по всему миру.

Первым профессором по классу флейты в Петербургской консерватории стал солист оркестра Мариинского театра итальянец Чезаре Чиарди (1818-1877) (Cesare Ciardi), который cчитается одним из основоположников профессионального обучения игре на флейте в России.

Когда в 1862 году была открыта Петербургская консерватория, и Чиарди стал вести там класс флейты, молодой Петр Чайковский брал у него уроки игры на флейте и иногда как пианист аккомпанировал Чиарди на концертах.

Свою деятельность в России Чиарди начал в должности солиста оркестра итальянской оперы в 1853 году, на которую он был приглашен дирекцией императорских театров. По контракту он должен был, кроме игры в оркестре театра давать ежегодно сольный концерт в Большом или Малом зале театра. Он добился высшего призвания в России в исполнительском искусстве, а именно, стал “Солистом Его Императорского Величества” ,что прежде всего давало полную свободу действий артисту.

В Мариинском театре его сменил соотечественник Эрнесто Кёллер, а в консерватории – немец Карл Ватерстраат. Еще один немецкий флейтист, работавший в Мариинском театре – Карл Венер – впоследствии был солистом Нью-Йоркской филармонии и Метрополитен-оперы. Ученик Ватерстраата, Федор Степанов, стал первым профессиональным флейтистом, прошедшим школу в России, и в ряду молодых музыкантов – воспитанников консерватории попал в оркестр Мариинского театра при главном дирижере Мариинского Эдуарде Направнике.

После кончины Эрнесто Келера в 1907 году его сменил Владимир Цыбин, сыграв конкурс на место флейтиста-солиста в Мариинском театре, проработав там до 1920 года.

Владимир Цыбин (1877-1949) (Vladimir Tsybin) Российский и советский флейтист, профессор Московской и Санкт-Петербургской консерваторий, дирижёр, композитор. Считается основоположником русской отечественной школы игры на флейте.

Традиция оказалась сильнее обстоятельств: в ГАТОБе – театре имени Кирова (так после революции стал называться Мариинский театр) флейтисты нового поколения ещё долго работали бок о бок с обрусевшими иностранцами – так, почти сорок лет, до самой войны в театре играл немец Макс Берг. «Немецкая» родословная несколько десятилетий оставалась отличительной чертой флейтового исполнительства в Петербурге–Ленинграде. Его почти не коснулась французская школа с ее легким, полетным звучанием и непременным вибрато, диктовавшая моду в игре на духовых весь XX век.

Среди флейтистов, пришедших в Кировский театр в послевоенные годы – Владимир Федотов, Валентин Зверев, Лев Перепёлкин, Александр Майоров, Эдуард Щербачёв и многие другие. Мариинские флейтисты наших дней – «внуки» и «правнуки» мастеров прошлого.

В XXI веке границы стираются: на конкурсах и мастер-классах представители разных исполнительских традиций перенимают друг у друга лучшее, и сегодня справедлив тезис одного из патриархов французской флейты – Максанса Лорьё: «Нет французской школы, нет немецкой школы и нет американской школы. Есть только хорошие флейтисты».


Содержание диска:

  • 1.Heinrich Soussmann. Concertino for Flute and Piano Op .19 – No. 1 Allegro ma non troppo
  • 2.Heinrich Soussmann. Concertino for Flute and Piano Op. 19 – No. 2 Adagio
  • 3.Heinrich Soussmann. Concertino for Flute and Piano Op. 19 – No. 3 Rondo – Allegretto
  • 4.Cesare Ciardi. Solo No. 1 Op. 124 for Flute and Piano
  • 5.Cesare Ciardi. ‘Le Carnaval Russe’ Variations Brillantes from Alexander Serov’s opera ‘Rogneda’ arra
  • 6.Cesare Ciardi. Fantasia ‘Le Rossignol du Nord’ Op. 45 for Flute and Piano.
  • 7.Ernesto Koehler. ‘Shepherd Idylle’ Op. 58 for flute and piano.
  • 8.Ernesto Koehler. ‘La Perle du Nord’ Op. 86 for flute and piano
  • 9.Ernesto Koehler. ‘Souvenir Russe’ Op. 60 for flute and piano
  • 10.Ernesto Koehler. ‘Papillon’ Op. 30 for flute and piano
  • 11.Vladimir Tsybin. Concert Etudes No. 8 ‘Nocturne’ for flute and piano
  • 12.Vladimir Tsybin. Concert Etude No. 1 ‘Scherzo’ for flute and piano No. 1
  • 13.Vladimir Tsybin ‘Andante’ for Flute and Piano
  • 14.Vladimir Tsybin ‘Tarantella’ for Flute and Piano
  • 15.Pyotr Tchaikovsky. ‘Barcarole’ Op. 37 bis No. 6 for flute and piano arranged by V. Tsybin
  • 16.Pyotr Tchaikovsky. ‘Song without words’ Op. 2 No. 3 for flute and piano arranged by V. Tsybin

может быть интересно