Счастливый квартет, 1902

Автор: admin

Оригинальное название: Heureux quatuor
Автор: Анри Руссо

Картина “Счастливый квартет” была впервые выставлена в Салоне Независимых в 1902 году. Руссо явно придавал большое значение работе, поскольку аннотированная копия каталога показывает, что она была оценена в 2000 франков – это намного больше, чем любая из его других картин, которые были выставлены в том же Салоне.

Картина примечательна своим идиллическим тоном и любопытным обновлением тем, ставших клише в современной академической живописи. В качестве важного первоисточника могла выступить картина “Дафнис и Хлоя” Жерома, которой так восхищался Руссо.

В числе учителей Анри Руссо обычно первым называют художника-академиста Леона Жерома (1824-1904), хотя никакой очевидной связи не обнаруживается. Тем не менее барон Жером с высоты своей славы подверг безжалостной критике и его, и Эдуарда Мане, что нисколько не помешало Таможеннику работать в свое удовольствие. И хотя на первый взгляд это может показаться неправдоподобным, Руссо пытался подражать Жерому. Прежде всего это касалось выбора сюжетов и манеры письма. Примером может служить «Счастливый квартет» Руссо, прообразом которому послужила картина Жерома «Невинность». Руссо не копировал, он использовал тех же персонажей, что и Жером – мужчину, женщину ангела, животное, но поменял их значение: ангел непосредственно участвует в сцене; лань превратилась в собачку, символ верности, аллегорию вечной любви. Так Руссо продолжил «Невинность». 

Счастливый квартет, 1902

Также здесь можно найти отсылки на картину “Аполлон и Марсий” Перуджино в Лувре, а ребенок очень похож на фигуру из хоров Донателло в музее Дуомо. Как любой истинный творец, Руссо объединил иконографические элементы и формальные процедуры, чтобы сделать смысл явным. Нетронутая природа, подобная Эдемскому саду, тонкие нюансы, такие как цветочные гирлянды, позы фигур и выбор аксессуаров – все это отсылает через Жерома (который предоставил только схему и идею) к более ранним представлениям о земном рае или золотом веке, отраженным в живописи Пуссена, которая была хорошо знакома Руссо.


Вряд ли прославленные академики могли предположить в те годы, что сегодня об их аллегориях и пейзажах будут вспоминать в связи с использованием их в работах «простодушного таможенника». Оказавшись в период становления своего искусства вне специальной художественной среды, будучи художником по призванию, но не по профессии, Руссо не получил заданных эстетических установок, для него не существовало признанных авторитетов в живописи, что давало ему абсолютную свободу в выборе собственных «кумиров» по личному вкусу.

Ты помнишь, Руссо, ацтекский пейзаж?
Леса, где росли ананасы и манго,
Веселых мартышек, арбузную мякоть
Расстрел императора Максимилиана?
Картины твои из Мексики родом
Где жгучее солнце и буйство природы.
Гийом Апполинер


Счастливый квартет, 1902

Рекомендую к прочтению:

Избранные труды [сборник].Бессонова Марина Александровна

Соприкосновение «наивной» живописи Таможенника Руссо с профессиональным искусством его эпохи

может быть интересно