Автор: Шульц Наталья, преподаватель по специальности «флейта» ДМШ им.Римского-Корсакова, г. Санкт-Петербург.
В данной статье я хотела бы поделиться с коллегами опытом успешного применения приемов орф-педагогики на уроке ансамбля в классе флейты дмш. Ученики, посещающие класс ансамбля, имеют разную техническую подготовку и общемузыкальную базу. Кто-то растет в семье музыкантов, у кого-то родители далеки от музыки и не могут контролировать занятия ребенка, кто-то борется с астмой с помощью занятий флейтой, а музыка, собственно, не очень интересна ни родителю, ни ребенку.
Как за 45 минут в неделю из таких разных ребят собрать ансамбль? Ведь необходимо разучить партии, научить детей играть интонационно чисто, чувствовать друг друга.
В работе с детьми каждый педагог рано или поздно сталкивается с тем, что для закрепления какого-то навыка или освоения нового материала необходимо несколько раз повторить одно упражнение или гамму или другое задание. Дети, обычно, быстро устают от монотонности действий и больше трех раз повторять не хотят, а за три проигранных раза не успевают овладеть каким-либо приемом или выучить нотный текст или аппликатуру.
Первые мои шаги в преподавании ансамбля заканчивались тем, что мы минут 20 пытались настроиться, потом выяснялось, что никто дома партии не разбирал и мы начинали разучивать нотный материал в классе. Ребенку, у которого был 2 голос, становилось скучно и он мучился от безделья. В следующий раз повторялось тоже самое, только скучал уже другой исполнитель, чей голос мы разбирали в прошлый раз.
Через какое-то время таких бессмысленных занятий я решила обратиться к приемам орф-педагогики. Начали мы с того, что выбрали самую простую гамму, которая была по силам всем участникам ансамбля. Дети сыграли фа-мажор целыми нотами в унисон. Их задачей было изобразить единый организм, те превратиться в некое существо, у которого две флейты, четыре руки и одна голова. Кто-то сбивался, они останавливались, начинали сначала. Наконец у них получилось. Затем они сыграли гамму более короткими длительностями и стали уже сами придумывать ритмический рисунок и скорость. Потом я предложила им играть гамму по очереди. Первую ноту играет один, вторую-другой, третью снова первый и тд. Нужно было играть в одинаковом темпе, не ошибаться и не фальшивить. Затем, я рассказала детям, что такое канон и они начали играть каноном. Сначала отстающим голосом была я, преподаватель. Вскоре дети сами договорились, кто будет каким голосом и сыграли канон сами. Такой урок пролетел незаметно и дети очень удивились, когда пришло время уходить. Нужно ли говорить, что фа-мажор они сыграли огромное кол-во раз, даже этого не заметив и выучили его. А на следующем занятии рассказывали мне, каким должно быть то существо с двумя флейтами и одной головой, как его назвать и тп. Также они сами предложили другую гамму для игры каноном и сами предложили свои варианты исполнения. Правда, когда наш канон в большую секунду зазвучал в третьей октаве, в класс заглянул преподаватель из соседнего кабинета и удивленно спросил, чем это мы занимаемся.
Теперь мы на уроках ансамбля используем подобные приемы в работе с гаммами, увеличиваем кол-во голосов в каноне, играем расходящуюся или сходящуюся гамму, исполняем звукоряд аккордами, те каждый играет от определенной ноты звукоряд и получается трезвучие. Также, разучиваем все вместе каждый голос ансамбля. Играем этот голос в унисон, каноном и задом наперед, те нотный текст читаем справа налево.
В результате таких занятий технический уровень учащихся возрастает без особых усилий, улучшается интонация. Более слабые дети тянутся за более сильными, что дает хороший рывок в занятиях. Большой плюс ансамбля в том-что на сцену можно выставить не только самых лучших учеников, а и самых обыкновенных, тк ансамблевые партии зачастую проще и понятнее, чем сольные произведения. В итоге у детей повышается самооценка, вера в собственные силы и появляется желание заниматься с большей отдачей и они ходят на ансамбль с удовольствием.