Автор: Александра Грот
Виды насадок
На правую руку существует один – самый распространённый и как правило большинству удобный вариант фирмы Thumbport, уже упоминающийся выше. Его стоит попробовать в первую очередь.
Упор под правую руку Thumbport Упор под правую руку Bopep Thumb Guide
Если он не подойдёт (будет присутствовать ощущение явного неудобства или проблемы не будут решены), то можно попробовать другие варианты, в частности насадку для правой руки фирмы Bopep под названием “Thumb Guide”.
Для левой руки существует три основных варианта насадок. Самая распространённая, которую стоит пробовать в первую очередь – стандартная насадка фирмы Bopep под названием “Finger Rest”. Она подходит большинству флейтистов. Надо оговорится, что применение этой насадки становится невозможным, если на флейте присутствует опция дополнительного трельного клапана C#, так как насадка крепится именно в то место, где присутствует этот дополнительный клапан.
Упор для левой руки Bopep Finger Rest
В случае присутствия трельного клапана, или в случае неудобства с этой насадкой, можно попробовать насадку на левую руку фирмы Thumbport под названием “Pinkie Port”. Эта насадка также подходит не для всех инструментов, так как предполагает стандартное расстояние между прикреплёнными друг к другу маленькими клапанами до. Если это расстояние чуть меньше – и насадка начинает мешать клапану “до” свободно двигаться – можно попробовать поставить её другой стороной (конечно при условии, что нет дополнительного трельного клапана C#).
Оба варианта установки насадки Pinkie Port Упор под левую руку Pinkie Port в действии

У фирмы Bopep Inc. есть ещё одна модель насадки для левой руки с выемкой посередине, которая продаётся под названием “Finger Saddle”. Фирма рекламирует её как насадку “для маленьких рук”. На моей практике к маленьким рукам насадка не имеет прямого отношения, но некоторым флейтистам с ней удобнее, чем с основной моделью. Если вам не подошли первые два варианта насадок для левой руки, то возможно этот вариант – для вас.
Как видите – подбор насадок дело очень индивидуальное. В идеале педагогу в классе хорошо иметь полный комплект всех вариантов насадок, чтобы дать их попробовать в нужный момент ученику. Выбрав совместно модель из всех возможных – ученик сможет заказать себе подходящую для постоянного пользования.
В заключении мне хотелось бы упомянуть о двух отрицательных нюансах по поводу использования насадок. Первый из них – насадки на левую руку фирмы Bopep способны слегка поцарапать поверхность инструмента. Этого впрочем легко избежать, если надевать их не непосредственно на тело инструмента, а через небольшой кусочек полиэтилена. Кусочек полиэтилена также позволит легче настроить насадку на правильное положение, так как насадка легче будет скользить на теле инструмента.
Второй момент – так как все насадки сделаны из пластика, они несколько “демфируют” естественный резонанс инструмента. В случае употребления обеих насадок – на правую и левую руку – этот эффект становится особенно заметен исполнителю. Как я уже говорила, в большинстве случаев, насадки нужны детям и подросткам для временной (несколько месяцев или чуть более) корректировки постановки. Лишь в случае особого строения рук – в случае употребления насадок профессионалами на большой сцене – стоит задуматься и взвесить все за и против постоянного использования. В случае употребления двух насадок вполне возможен, например, такой вариант, где насадки используются лишь во время личных занятий для улучшения эргономии и устранения болей/неудобства, а на сцене их можно будет снимать. В случае использования одной насадки эффект демфирования, впрочем, практически незаметен на слух.